Умка 302 вс2 распиновка

Содержание

Сравнение трекеров УМКа 302 ВС2 и SMART S-2435

Мы делали это сравнение для себя, но инженер ам других компаний-интеграторов оно тоже наверняка окажется полезным.

Возьмем два примерно равных по возможностям трекера УМКа 302 ВС2 и SMART S-2435. Мы ещё ждём на тест тамбовский FANTOM от Миелты, но с ним будет дополнительный обзор. Итак, оба — в среднем ценовом сегменте , оба поддерживаются bluetooth low energy устройствами и каждый может подключаться к CAN шине.

Давайте с равним их по функционалу и удобству настройки.

Закупочная цена трекеров УМКа 302 (в исполнении ВС2) и SMART S-2435, отличается буквально на 100 рублей. В рознице цены на них начинаются с 8 300 рублей. Оба трекера имеют небольшой встроенный аккумулятор. Откроем и посмотрим, что еще внутри.

Оба трекера созданы на базе модуля SIMCOM SIM868E. Отличаются процессором: УмКа работает на 32-разрядном STM32F205 , а СМАРТ — на STM32F405 того же производителя STMicroelectronics. ОК, технически трекеры очень близки.

Что еще. Каждый трекер оснащен встроенной ГЛОНАСС-антенной, без возможности подключения внешней активной антенны.

Пробуем настроить. Настраивать CAN на грузовик с FMS было бы слишком просто, так как с протоколом FMS работают все производители. Поэтому для примера возьмем ЛАДА Ларгус с CAN шиной, которая появилась совсем недавно, в машинах 2021 года, и да, не все производители оборудования об этом знают.

Также попробуем подключить беспроводной BLE датчик уровня топлива и датчик температуры от «Эскорта». Посмотрим, насколько настройка будет удобной. Да, антенны на плате разведены одинаково, но разница в программном обеспечении разных вендоров наверняка проявится.

Подключение УМКа к компьютеру для настройки

УМКу делает ГЛОНАССофт, поэтому через mini-usb кабель качаем конфигураторы в разделе с трекером . Конфигуратор прост и понятен, обновляется сам.

Настройка CAN шины на УМКа 302

В режиме CAN сканер можно отслеживать, какие данные идут по CAN шине. Для большинства известных машин все необходимые параметры техподдержка Глонассофт уже знает и мгновенно присылает файл с настройками. При установке на грузовой автомобиль с поддержкой протокола FMS достаточно просто выбрать нужные параметры в соответствующей вкладке.

Но мы взяли не совсем стандартный автомобиль, так что загружаем присланный техподдержкой файл json. Это пример настройки для нового LADA LARGUS, на котором мы тестировали этот трекер.

Стоит сказать, техподдержка ГЛОНАСССофт работает прекрасно и присылает файлы настроек (если они ей известны) очень быстро. Можно отметить и активный чат техподдержки, в котором уже больше 200 участников.

Пока все выглядит легко, но может возникнуть небольшая сложность.

Передача данных УМКа 302 на сервер мониторинга транспорта

УМКа работает только по протоколу WialonIPS, и все дополнительные параметры передает в виде именованных параметров — например, как «can32», «can33», и так далее. Поэтому если у вас не сервер от Gurtam, а любая другая система мониторинга, то даже с поддержкой протокола Wialon IPS она может не распознать их значения. Причина в том, что их названия не стандартизированы и придумываются производителями трекеров произвольно. Проблема решается программистами, которые дорабатывают протокол. Если это сложно? вот простой сервис-ретранслятор , который представляет значение нужного именованного параметра в виде одного из аналоговых входов. С разбором стандартных входов сложностей никаких. Скрипт довольно простой, а главное бесплатный. Если потребуется помощь в его запуске, можно написать на почту: shlyagin@gmail.com.

Одним из недостатков отметим отсутствие других протоколов или возможности конфигурации «виртуальных выходов». У трекеров Locarus,например, это реализовано гораздо удобнее (ссылка на инструкцию) . В конфигураторе настраивается соответствие между физическими входами и логическими выходами, по которым данные идут на сервер.

Подключение BLE устройств к УМКа

Теперь посмотрим, что там с беспроводными датчиками, тем более, они уже стали новым стандартом в телематическом оборудовании. Мы можем запрограммировать и сам трекер, чтобы он работал в режиме маяка, но в таком виде его пока почти не применяют.

Во вкладке BLE сканер и ищем подопытные датчики температуры и уровня топлива от казанского “Эскорта”. Видим, что сканер не работает при питании трекера от USB, надо обязательно добавлять внешнее питание. BLE — это та же технология bluetooth, только более развитая. Да, скорость передачи данных ниже, зато совсем другой уровень энергоэффективности — например, датчики уровня топлива, которые работают по три года на одной батарее.

Добавить датчики тоже не проблема. ГЛОНАССSoft создал простой и понятный конфигуратор, так что достаточно щёлкнуть на результате сканирования и выбрать нужные датчики. Всё для людей (да-да, инженеры тоже люди, я настаиваю!). Теперь сохраняем параметры в память трекера, перезагружаем и сразу получаем информацию с датчиков (датчик уровня топлива холодный, потому что его только что занесли с улицы).

Пройдёмся по параметрам. Первый дополнительный параметр — это RSSI, который отражает уровень приема сигнала от датчика. Считается, что значение RSSI до -80 это неплохо . Мы делаем скидку на BLE устройства, т.к. для bluetooth это довольно условные показания, на которые лучше не опираться. Тем более технология не заявляет особой дальности.

Второй параметр, 25, это освещённость. Закроем датчик от света — получим 0. Положим в светлое место — значение увеличится более чем на 300 единиц. Так, например, можно смотреть, когда открывали контейнер.

Конфигуратор УМКи хорош: всё чётко, просто, понятно и, самое главное, наглядно! Теперь посмотрим, в какой форме эти данные идут на сервер. Запустим уже упомянутый инструмент — он может работать ещё и как сниффер пакетов wialon .

Как видим, данные отправляются так же, как и параметры КАН (помним, что решение есть). Если подключить его на сервер самого ГЛОНАССофт или на сервер wialon то никаких дополнительных действий уже не понадобится. С точки зрения подключения трекер напоминает скорее кубик ЛЕГО, чем сложный прибор.

Удаленная настройка трекеров УМКа и SMART

Инженеры Умки очень здорово реализовали удаленную конфигурацию. Главное, сразу не забыть поставить галочку в настройках «включить удаленную конфигурацию». Подключаемся к прибору в реальном времени — вводим в родном конфигураторе идентификатор и пароль. Разница в настройке лежащего на столе трекера только в бОльших задержках из-за передачи данных.

С чем мы не разобрались, так это с работой системы DRC у Навтелекома (разработчика трекеров SMART). По идее через неё должны идти xml файлы с настройками, но по факту всё сделано не так прозрачно и удобно, как у других разработчиков. В результате быстро понять, как всё это работает, не получилось, и все отправленные изменения настроек получили статус «время жизни истекло». И всё же эта центральная система, через которую можно настраивать уехавшие с заказчиком трекеры, существует и вроде как работает. Осталось в ней разобраться.

Подключение трекера СМАРТ к компьютеру для конфигурирования

Вернёмся немного назад и скачаем конфигуратор для настройки трекера — это NTC Configurator на сайте «Навтелеком». Вот только есть небольшой подвох: программа для конфигурации нового трекера СМАРТ 2410 тоже называется NTC Configurator, так же выглядит, имеет такую же иконку, устанавливается в то же место, но с другими трекерами не работает. Надеемся это были временные трудности. В самом конфигураторе многовато вкладока и слишко длинные окна — приходится пролистывать.

Можно попробовать перейти в упрощённый режим, но окошко в него вызывает смешанные чувства и страх что-нибудь сломать.

Из протоколов у нас есть EGTS и разные версии родного протокола Навтелеком FLEX: FLEX 1.0, FLEWX 2.0, FLEX 3.0.

Настройка CAN шины на SMART S-2435

Начнем с CAN шины. Можно вручную выбрать нужные PGN.

Как и в случае с ГЛОНАСССофт, техподдержка Навтелеком довольно быстро сообщила, какие настройки надо использовать для Ларгуса. Но тут ещё удобнее: ничего качать не пришлось — всё уже в самом конфигураторе. У Навтелеком это — «файл декодирования», достаточно знать название комбинации настроек для загрузки в трекер. Очень удобно. И быстро. Потому что задача техподдержки — сказать, какой файл декодирования лучше всего подойдёт. Кто бы мог подумать, что для нового Ларгуса нужен файлик от Гранты 2019 года.

Такая опция в конфигураторе — это очень круто. Например, когда монтажник не знает, на какие машины предстоит устанавливать трекеры. Машины приехали — нашел настройки — залил. Будущее наступило.

Сканирование CAN шины

Режим сканирования CAN шины у трекера включается через основное окно программы.

Очень интересный режим анализа CAN! Во-первых, меняющиеся параметры подсвечиваются — удобно, во-вторых, при выборе строки можно наблюдать изменение в динамике на графике. Выглядит впечатляюще!

Вывод: для работы монтажника спутникового оборудования всё продумали. На любую машину пришёл, скачал настройки прямо в конфигураторе, попробовал; если не получилось — попробовал другие. Снова не получилось — попробовал найти через визуализацию.

После загрузки параметров фильтров CAN всё опять — на уровне «проставь нужные галочки». Довольно просто.

Настройка BLE устройства на трекере SMART

Разберёмся с bluetooth. Жмём «Поиск», не забываем подключить питание. Трекеры построены на похожей аппаратной базе, поэтому без внешнего питания BLE не работает.

Видим только устройства с именами.

А что дальше? Нажимаем «Добавить», mac-адрес появляется в сером окне справа. И всё, больше ничего. Приходится в настройках датчиков вручную печатать его название и mac-адрес. Причём, даже скопировать названия из списка найденных устройств невозможно.

И важно убедиться, что передача топливного датчика идёт по свободному каналу ДУТ, иначе могут возникнуть конфликты с уже настроенными датчиками RS-485.

Вот, кстати, мануал на беспроводной ДУТ ESCORT , там обозначены тонкие моменты по подключению к трекерам. Почему его нет в открытом доступе на сайте — не ясно. Скачайте, лишним не будет.

Чтобы данные пошли на сервер, недостаточно настроить сам датчик. Нужно настроить ещё и передаваемые параметры. Для этого надо перейти во вкладку настройки протокола. Температурный датчик называется «высокоточный датчик температуры» и доступен только для протокола FLEX 3.0

Переходим в раздел «Телеметрия» и смотрим: есть!

Но где найти значения для датчика освещённости, по-прежнему не понятно.

Рискнём вскрыть протокол по прежней схеме: закинем в сниффер и посмотрим, что внутри.

Протокол FLEX открытый, описание найдёте на официальном сайте Навтелекома. Протокол бинарный и довольно сложный. Это остаётся в тени и для пользователей, и даже для интеграторов. Да и продавцы-менеджеры об этом не расскажут, они как раз такие детали демонстрируют подход производителя к архитектуре проектируемой системы.

В чём плюсы Навтелекома при использовании такого сложного протокола, не совсем ясно. Это мониторинг обычной машины. К ней подключено три-четыре, пять, ну, пусть, пятнадцать датчиков. Это же не полёты в космос, как это, видимо, задумывалось разработчиками протокола FLEX. Небольшая стоимость трекеров может простить эту избыточность, может, это даже неплохо. Достаточно всего одного трекера Смарт, чтобы обвешать датчиками не то что легкий кореллианский грузовой корабль YT-1300 , но и целую «Звезду Смерти». Окей, двух смартов точно хватит! Но все равно, кому нужны сложные бинарные протоколы без альтернативы?

Попробуем выключить вообще всё, кроме подключенных датчиков топлива и температуры, бортового напряжения и координат. Это тот самый минимум, который мы используем для удаленного контроля обычного грузовика. Как видим, пакет не сильно изменился, разве что неиспользуемые параметры теперь обозначены нулями или значениями ff. Получается,мы вхолостую гоняем по сети нолики и единички. И ладно бы это ограничилось простым набором «всех датчиков», но там мануал на 110 страниц!

Любой текстовый протокол может передать это пакетом в восемь раз короче. Так что бинарный протокол Навтелекома — это совсем не история про снижения траффика. Но да, в нём есть все существующие датчики, он с контрольными суммами, так что,вероятно, ничего не потеряется. Но избыточность и сложность его использования для нестандартных задач выбесят вашего программиста, который просто увязнет в этих инопланетных технологиях.

Так что выбрать: YMKa или SMART?

Суммируем: техническая база — схожая, отличие только в программном обеспечении, техподдержке, удобстве покупки и гарантийного ремонта.

Клиент разницу вообще не заметит. То ли дело сотрудник компании-интегратора, а тут уже дело привычки. Многие упомянуты мелочи при постоянной работе даже не будут ощущаться.

Нам очень нравится то, что делаетГЛОНАССSoft, но по инерции мы пока больше закупаем и устанавливаем Смарты. Нередко это выбор крупных заказчиков, с которыми мы работаем на субподряде — под больших федеральных клиентов на установку нам присылают именно Смарты. И всё хорошо работает.

Так что аргументов переходить на другое оборудование, если вы уже работаете с привычным вендором, нет. ГЛОНАССSoft нагляднее подключает BLE устройства, зато у Навтелеком есть готовые настройки CAN. У УМКи легче подключение к серверу благодаря WialonIPS, зато настройки SMART более гибкие. У УМКи прекрасный режим удаленной конфигурации, зато у СМАРТА… Ну ладно, тут мы просто не до конца вникли.

При всем при этом ГЛОНАССSoft выпускает очередной трекер и планирует подвинуть конкурентов, в том числе новинку от Навтелеком S-2410 среди самых дешевых трекеров. Ожидаем пару таких терминалов и обязательно сделаем такой же сравнительный обзор. К тому же Навтелеком анонсировал «Большое обновление продуктов», в том числе конфигуратора.

Чем не повод сделать новый отчет? В следующий раз будем сравнивать SMART S-2410 и «УМКа 310 BLE start», следите за нашими новостями!

Источник

Сравнение близких конкурентов, трекеров УМКа 302 ВС2 и SMART S-2435

Сегодня мы сравним два, схожих по возможностям трекера УМКа 302 ВС2 и SMART S-2435. Это примерно «середнячки» по ценовой политике трекеры, оба могут подключаться к CAN шине, оба имеют поддержку bluetooth low energy устройств.

Обзор будет интересен больше инженерам компаний-интеграторов, таким как мы. Сравним их по удобству настройки и богатству функционала.

Оба трекера, УМКа 302 (в исполнении ВС2) и SMART S-2435, продаются практически по одной цене. Разница в закупочных ценах составила буквально сто рублей. Оба трекера поставляются с небольшим встроенным аккумулятором. Цена для клиентов тоже практически одинаковая. Рекомендованные розничные цены на эти трекеры от 8 300 рублей.

Откроем и заглянем внутрь. Оба трекера построены на старом знакомом модуле SIMCOM SIM868E. Отличие в процессоре, умка работает на 32 разрядном STM32F205, а умный СМАРТ (сейчас была просто игра слов, а не унижение соперника) на STM32F405, от той же самой фабрики STMicroelectronics. То есть даже технически трекеры очень близки.

Оба трекера оснащены встроенными ГЛОНАСС антеннами, без возможности подключения внешней активной антенны.

Ну что, попробуем настроить. Возьмем некий гипотетический ЛАДА Ларгус на котором есть CAN шина. Этот случай будет интересен тем, что CAN там появился совсем недавно, в машинах 2021 года, и не все производители оборудования про это вообще знают.

Разовью мысль, настраивать CAN на грузовик с FMS для теста довольно скучно и неинтересно, потому как протокол FMS освоили все производители, и там сейчас у всех всё на уровне «есть CAN шина, нет CAN шины, поставь галочку что нужно передавать».

Второй частью теста будет подключение беспроводного BLE датчика уровня топлива и датчика температуры от «Эскорта». Сравним простоту и удобство настройки. Хотя пока каких-то сюрпризов ждать не приходится, технически даже антенны на плате разведены одинаково. Вся разница будет именно в отличиях программного обеспечения разных вендоров.

Подключение УМКа к компьютеру для настройки

Достаём mini-usb кабель (даже разъемы для настройки на трекерах одинаковые) и идем качать конфигураторы.

УМКу делает ГЛОНАССофт, находим раздел с трекером и качаем из него конфигуратор.

Сам конфигуратор прост и понятен, обновляется самостоятельно.

Окна конфигуратора УМКа не вызывают вопросов

Настройка CAN шины на УМКа 302

Начнем с настройки CAN. Есть режим CAN сканер который позволяет посмотреть какие данные идут по CAN шине. При этом для большинства известных машин все необходимые параметры уже известны техподдержке Глонассофт, и надо отдать им должное, файл с настройками присылают молниеносно. В случае установки на грузовой автомобиль в поддержкой протокола FMS достаточно просто выбрать требуемые параметры на соответствующей вкладке.

Вкладка настройки параметров FMS CAN УМКа

Если это не совсем стандартный автомобиль, то необходимо загрузить файл json с настройками присланный техподдержкой. Вот например настройки для нового LADA LARGUS, на котором мы тестировали этот трекер.

Не могу не отметить, что техподдержка ГЛОНАСССофт работает идеально и присылает файлы настроек (если знают конечно) моментально. Плюс очень активный и живой чат техподдержки в котором сейчас больше 200 участников.

Вкладка CAN фильтр для автомобилей с нестандартными параметрами в шине

Выглядит легко и просто, но это не так. Тут может возникнуть небольшая сложность.

Передача данных УМКа 302 на сервер мониторинга транспорта

Трекер работает только по протоколу WialonIPS, и все дополнительные параметры передаются в виде именованных параметров. В самом протоколе они выглядят как «can32», «can33», и так далее. Если у вас не сервер от Gurtam, а другая система мониторинга, то даже имея заявленную поддержку протокола Wialon IPS система мониторинга может не понимать значения этих именованных параметров. Дело в том что их названия никак не определяются стандартами и придумываются производителями трекеров индивидуально. Решается это доработкой протокола программистами, но что делать если это сложно или вообще невозможно? Ничего страшного.

Для решения подобных ситуаций я написал простой сервис-ретранслятор, который представляет значение нужного именованного параметра как один из аналоговых входов. С разбором стандартных входов ни у кого точно проблем не возникает. Скрипт довольно простой, так что мы распространяем его бесплатно — берите и пользуйтесь. Если потребуется помощь в его запуске: shlyagin@gmail.com.

Так что как один из минусов отметим отсутствие других протоколов, или возможности конфигурации «виртуальных выходов». В качестве примера приведу как это элегантно реализовано у трекеров Locarus (ссылка на инструкцию). В конфигураторе настраивается соответствие физических входов трекера логическим выходам, своеобразным пайплайнам по которым данные передаются на сервер.

Подключение BLE устройств к УМКа

Ок, едем дальше. Посмотрим что там с беспроводными датчиками. Сейчас это становится практически новым стандартом в телематическом оборудовании. Мы можем запрограммировать и сам трекер, чтобы он работал в режиме маяка, но это пока редкое применение.

Откроем вкладку BLE сканер и попробуем найти подопытные датчики температуры и уровня топлива от Казанского Эскорта. Маленький попутный анонс, сейчас мы ждём на тест тамбовский FANTOM от Миелты, но статью уже пора дописывать, а он не успел приехать. С ним будет отдельный обзор и сравнительный тест.

Стоит обратить внимание, что сканер не работает при питании трекера от USB, надо обязательно добавить внешнее питание. BLE это энергоэффективное развитие технологии bluetooth. Жертвуя скоростью передачи данных мы получаем возможность строить энергоэффективные устройства, типа датчиков уровня топлива работающих три года на одной батарее.

Результат работы BLE сканнера Добавление датчиков производится в два клика мышкой

Очень и просто добавить датчики! ГЛОНАССSoft молодцы и сделали очень красивый и понятный конфигуратор. По сути просто щелкаем на результате сканирования и выбираем какие датчики хотим. Всё для людей (да-да, инженеры тоже люди, я настаиваю!). Сохраняем параметры в память трекера, перезагрузка, и сразу видим данные с датчиков. Датчик уровня топлива только что занесли с улицы, поэтому он холодный, всё нормально. Как видите в офисе у нас тепло и уютно, 23 градуса.

Данные с беспроводных датчиков

Первый дополнительный параметр это RSSI, он показывает уровень приема сигнала от датчика. Считается что значение RSSI до -80 это неплохо. Из моего опыта общения с BLE устройствами можно сказать, что для bluetooth это довольно условные цифры, полагаться на которые особо не стоит. В любом случае технология не предполагает особых рекордов дальности.

Второй параметр, 25, это освещенность. Если закрыть датчик от света, то он выдаст 0. Если положить в светлое место то увеличится более чем на 300 единиц. Можно например смотреть, когда открывали контейнер.

Мне очень нравится конфигуратор УМКи! Всё чётко, просто, понятно и самое главное наглядно! Ой, я кажется это уже писал.

Давайте посмотрим в какой форме эти данные идут на сервер. Запустим наш инструмент, про который рассказывали выше, по сути он может работать еще и как сниффер пакетов wialon, и поглядим как всё выглядит «внутри матрицы».

Пакет данных виалон с данными BLE датчиков

Ну собственно вы и сами всё видите. Данные отправляются так же как и параметры КАН, но вы же уже помните что решение есть. Если подключить его на сервер самого ГЛОНАССофт или на сервер wialon то разумеется никаких дополнительных действий не понадобится. Вообще трекер лёгкий, приятный, с точки зрения его подключения напоминает скорее кубик ЛЕГО, чем какую-то сложную железку с проводами.

Удаленная настройка трекеров УМКа и SMART

Бонусный, отдельный респект инженерам Умки за то, как они реализовали удаленную конфигурацию. Главное не забыть сразу поставить галочку в настройках «включить удаленную конфигурацию». Подключение к прибору происходит в реальном времени простым вводом идентификатора и пароля в родном же конфигураторе. От настройки лежащего на столе трекера всё отличается только бОльшими задержками из-за передачи данных.

А вот как работает система DRC у Навтелекома (разработчика трекеров SMART) мы так до конца и не поняли. Предполагается что через неё происходит отправка xml файлов с настройками, но реализовано это нет так прозрачно и удобно как у других разработчиков. В итоге сходу понять как всё это работает не получилось и все отправленные нами изменения настроек получили статус «время жизни истекло». Тем не менее эта центральная система через которую можно настраивать уехавшие с заказчиком трекеры существует, вроде как работает, и это хорошо! Осталось научиться её готовить.

Подключение трекера СМАРТ к компьютеру для конфигурирования

Но мы забежали вперед, начнем сначала. Скачаем конфигуратор для настройки трекера. Программа называется NTC Configurator, и легко ищется на сайте «Навтелеком». Вот только есть небольшой подвох, программа для конфигурации нового трекера СМАРТ 2410, тоже называется NTC Configurator, выглядит абсолютно также, имеет такую же иконку, устанавливается в тоже самое место, но с другими трекерами не работает. Надеемся это было временно, на момент выпуска нового трекера и ситуацию исправят. Сам конфигуратор на мой взгляд выглядит перегруженным вкладками и длинными окнами которые приходится пролистывать.

Приходили 2000-е, просили передать привет дизайнеру интерфейсов

Разработчики предусмотрели упрощенный режим, но окошко при попытке переключиться в него вызывает у большинства нормальных людей священный трепет и боязнь что-нибудь сломать.

Из протоколов у нас есть EGTS и разные версии родного протокола Навтелеком FLEX: FLEX 1.0, FLEWX 2.0, FLEX 3.0.

Настройка CAN шины на SMART S-2435

Начнем с CAN шины. Есть возможность выбрать нужные PGN внучную.

Ручная настройка фильтров CAN

Подобно ГЛОНАСССофт, техподдержка Навтелеком довольно быстро ответила какие настройки надо использовать для Ларгуса. Но тут ещё круче, ничего качать не нужно, всё уже есть в конфигураторе. У Навтелеком это называется «файл декодирования» и достаточно знать название нужной комбинации настроек для загрузки в трекер. В принципе это очень удобно.

Техподержка очень быстрая, по сути их задача подсказать какой именно файл декодирования лучше всего подойдёт. Например для нового Ларгуса нужен файлик от Гранты 2019 года, кто б мог подумать.

На самом деле такая возможность в конфигураторе это очень круто, особенно в случае когда монтажник может не знать заранее на какие машины едет устанавливать трекеры. Приехал — нашел настроечки — залил. Будущее какое-то просто.

Сканирование CAN шины

Режим сканирования CAN шины у трекера есть, включается через основное окно программы.

Анализатор CAN впечатляет!

Очень интересный режим анализа, во первых изменяющиеся параметры удобно подсвечиваются, во вторых выбрав строчку можем увидеть изменение в динамике на графике. Выглядит круто!

Резюме. Для обычной работы монтажника спутникового оборудования всё сделано довольно удобно. Пришел на любую машину, скачал прямо в конфигураторе настройки, попробовал, если не получилось — то попробовал другие. Не получилось — попробовал сам найти через визуализацию.

Загруженный файл настроек CAN шины для автомобиля.

После загрузки параметров фильтров CAN все опять скатывается на уровень «проставь нужные галочки». Довольно просто.

Настройка BLE устройства на трекере SMART

Посмотрим, а что там с bluetooth? Нажимаем «Поиск», не забываем подключить питание. Трекеры построены на схожей аппаратной базе, поэтому и поведение у них похожее, без внешнего питания BLE не работает.

Забавно, нам показали только устройства с именами.

Найденные BLE датчики

А вот дальше не совсем понятно. Нажимаем «Добавить» mac-адрес появляется в сером окне справа. И больше ничего не происходит. Приходится в настройках датчиков печатать mac-адрес и название датчика вручную. Это мне не очень понравилось, но даже скопировать названия из списка найденных устройств нельзя.

Подключенные датчики

Тут важно убедиться, чтобы передача топливного датчика шла по свободному каналу ДУТ, могут быть конфликты с уже настроенными датчиками RS-485.

Все тонкие моменты по подключению к трекерам описаны в мануале на беспроводной ДУТ ESCORT которого почему-то нет в открытом доступе на сайте. Так что скачайте и пусть он у вас будет.

Чтобы данные начали передаваться на сервер настроить сам датчик недостаточно. Нужно перейти во вкладку настройки протокола и настроить ещё и передаваемые параметры. Температурный датчик называется «высокоточный датчик температуры» и доступен только для протокола FLEX 3.0.

Нужные галочки чтобы датчик начал передаваться на сервер

Переходим в раздел «Телеметрия» и смотрим. Хоп! появилось!

Появилось значения датчика температуры

МАГИЯ. Но правда с датчика освещенности я так и не понял где значение найти.

Ладно, давайте попробуем ковырнуть протокол по старой схеме. Закинем в сниффер и посмотрим что там внутри.

Протокол у Сигнала только бинарный

Протокол FLEX открытый, описание есть на официальном сайте Навтелекома. Протокол бинарный и довольно сложный.

Эти внутренности вообще не видны пользователям, и даже большинству интеграторов, но мы считаем что такие детали тоже важны. И тем более про них не расскажут продавцы-менеджеры, они даже не видели эту тёмную сторону Луны. Но эти детали показывают общий подход производителя к архитектуре проектируемой системы.

Что выиграли Навтелеком используя свой сложный протокол я честно говоря не совсем понимаю. Мы мониторим обычный автомобиль. Он просто едет, и там подключено три-четыре, пять, ну пятнадцать датчиков. Это не космический корабль, как это видимо задумывалось разработчиками протокола FLEX. За дешевую стоимость трекеров вполне можно простить такую избыточность, это на самом деле даже неплохо. Мы можем использовать всего один трекер Смарт чтобы обвешать датчиками не то что легкий кореллианский грузовой корабль YT-1300, но и целую «Звезду Смерти». Ну парочки смартов точно хватит! Но все равно, к чему эти сложные бинарные протоколы без альтернативы?

Просто ради эксперимента выключаю вообще всё, кроме подключенных двух датчиков топлива и температуры, бортового напряжения и координат. Тот самый минимум который нужен нам для удаленного диспетчерского контроля обычного грузового автомобиля в 2022 году на планете Земля рукава Ориона Млечного пути. И что мы видим? Не сильно пакет изменился, разве что неиспользуемые параметры теперь забиты нулями или значениями-заполнителями ff. То есть мы просто гоняем по сети бессмысленные нолики и единички. Я бы не бухтел если бы это ограничилось просто набором «всех датчиков», но там все сложнее, мануал на 110 страниц.

Полезного здесь только координаты, да два датчика…

Да даже с помощью любого простого текстового протокола можно было передать эту информацию пакетом в восемь раз короче. Так что выбор Навтелекомом для работы бинарного протокола особо не поможет для снижения траффика. Но да, в него запихали все возможные датчики, он с контрольными суммами, так что наверное ничего не потеряется. Но и сложность его реализации для нестандартных задач заставит материться вашего программиста, а эта избыточность приведет к тому что никто и никогда кроме самого Навтелекома не будет делать полную реализацию его поддержки. Вобщем ещё с момента появления первых Смартов я подозревал, что кто-то ворует инопланетные технологии! Давайте наконец попросим их показать пришельцев, которые сидят у них в подвале! 👽👽👽

Выводы, что выбрать YMKa или SMART

Возвращаясь к серьезной теме сравнения, как вы видите — оба трекеры примерно одинаковые. Похожая техническая база, всё различие только в интеллектуальной составляющей, программном обеспечении, технической поддержке, удобстве покупке и гарантийного ремонта.

Для конечного клиента разница будет вообще не заметна, но если вы сотрудник фирмы интегратора, как мы, то тут уже дело привычки. В целом эти мелочи к которым я прицепился, при постоянной работе даже не будут заметны.

Мне лично очень нравится то, что делают ГЛОНАССSoft, но видимо в силу инерции мы пока больше закупаем и устанавливаем Смарты. На этот выбор повлияла и работа с крупными заказчиками на субподряде, когда под крупных федеральных клиентов для установки нам присылают именно Смарты. И не сказать чтобы мы часто ездили на какое-то их техническое обслуживание, всё нормально работает.

Так что честно говоря я не вижу сильных аргументов переходить на другое оборудование, если вы уже прикипели к конкретному вендору. У ГЛОНАССSoft нагляднее подключаются BLE устройства, зато у Навтелеком есть готовые настройки CAN. У УМКи проще подключение к серверу благодаря WialonIPS, зато SMART можно более гибко настроить благодаря этой нескончаемой ленте настроек. У УМКи прекрасный режим удаленной конфигурации, зато у СМАРТА… Ну ладно, думаю что тут просто я не до конца разобрался.

При всем при этом ГЛОНАССSoft делает активные шаги чтобы обогнать конкурента, и сейчас выпустил очередной трекер который должен подвинуть на рынке новинку от Навтелеком S-2410 среди самых дешевых трекеров. Я уже оплатил пару таких терминалов и скоро сделаю такой же сравнительный обзор.

Так что сегодня сравнение получилось таким, но уже завтра всё может поменяться! Заглядывайте в новости на нашем сайте и ВКонтакте, мы стараемся писать интересно!

Дополнено 19.11.2021: Как и написано в последнем абзаце, мир непрерывно меняется. Подобные обзоры пишутся не за час, иногда материал собирается в единую структуру по несколько недель. И так совпало, что практически на следующий день после его публикации Навтелеком анонсировал «Большое обновление продуктов», в том числе и обновление конфигуратора.

Не удержался чтобы еще раз не написать про то, что это повод сделать новый отчет! Анонсирую, к нам как раз едет новый трекер от ГЛОНАССSoft, скоро будем сравнивать SMART S-2410 и «УМКа 310 BLE start».

Источник