Схемы системы управления двигателем ЗМЗ-40524
Особенностью системы управления двигателем ЗМЗ-40524 является:
- — применение дроссельного модуля с электродвигателем, позволяющего регулировать положение дроссельной заслонки электронным способом для получения оптимальной смеси и требуемой характеристики протекания крутящего момента на автомобиле;
- — применение бессливного топливопровода в сборе с форсунками с рабочим давлением в магистрали (400 ± 8 кПа), для уменьшения испарений паров бензина.
- — применение индивидуальных катушек зажигания, для уменьшения уровня помех;
Схема системы управления двигателем ЗМЗ-40524
- А9 — топливный модуль;
- В1 — датчик указателя давления масла;
- B2 — датчик сигнальной лампы аварийного падения давления масла;
- В5 — датчик сигнальной лампы аварийного падения уровня тормозной жидкости;
- В7 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
- В8 — датчик сигнальной лампы перегрева охлаждающей жидкости;
- В12 — датчик указателя уровня топлива;
- В13 — датчик указателя уровня топлива в правом баке (ГАЗ-33027);
- В17 — датчик положения педали акселератора;
- В46 — датчик скорости;
- B57 — датчик включения электромагнитной муфты вентилятора;
- В64, В70 — датчики температуры;
- В72 — датчик концентрации кислорода (для автомобилей с нейтрализатором отработавших газов);
- В74 — датчик синхронизации и частоты вращения коленчатого вала;
- В75 — датчик массового расхода воздуха;
- В76 — датчик положения дроссельной заслонки (электронный дроссельный узел двигателя ЗМЗ-40524);
- В91 — датчик фазы;
- В92 — датчик детонации;
- В97 — датчик неровной дороги;
- D7 — блок управления антиблокировочной системой тормозов (установлена на часть автомобилей);
- D21 — пульт управления отопительно-вентиляционной установкой;
- D23 — блок управления двигателем;
- D27 — регулятор освещенности приборов;
- Е1 — фара головного света левая;
- Е2 — фара головного света правая;
- Е9 — боковой указатель поворота левый;
- Е10 — боковой указатель поворота правый;
- Е 1 6 — плафон освещения передних сидений кабины;
- Е17 — плафон освещения грузовой платформы (ГАЗ-3302, -33021, -33027);
- Е18, Е19 — плафоны освещения грузового отделения автофургонов;
- Е20 — плафоны освещения пассажирского салона (правые);
- E27 — фонарь задний левый;
- Е 2 8 — фонарь задний правый;
- E30, E64 — фонари освещения номерного знака;
- Е35 — фонарь подкапотный;
- Е59 — прикуриватель;
- Е60, Е61 — плафоны освещения пассажирского салона (левые);
- Еб3 — плафон освещения подножки;
- Е65 — плафон освещения второго ряда сидений (для автофургонов с двумя рядами сидений);
- Е71 — плафон освещения вещевого ящика;
- F1-F4 — свечи зажигания;
- F41 — блок предохранителей дополнительный;
- F42 — блок предохранителей верхний;
- F43 — блок предохранителей нижний;
- G1 — генератор;
- G2 — аккумуляторная батарея;
- H1, H2 — сигналы звуковые;
- Н6 — зуммер сигнала водителю (ГАЗ-3302, -33021, -33027);
- Н62 — лампа габаритного огня левая;
- Н63 — лампа габаритного огня правая;
- Н70 — лампа противотуманная задняя левая;
- Н71 — лампа противотуманная задняя правая;
- Н72 — лампа света заднего хода левая;
- Н73 — лампа света заднего хода правая;
- Н74 — лампа стоп-сигнала левая;
- Н75 — лампа стоп-сигнала правая;
- Н76 — лампа заднего габаритного огня левая;
- Н77 — лампа заднего габаритного огня правая;
- Н78 — лампа заднего указателя поворота левая;
- Н79 — лампа заднего указателя поворота правая;
- Н98 — лампа ближнего света левая;
- Н99 — лампа ближнего света правая;
- H100 — лампа дальнего света левая;
- Н101 — лампа дальнего света правая;
- Н102 — лампа переднего указателя поворота левая;
- Н103 — лампа переднего указателя поворота правая;
- К1 — реле стартера;
- К3 — реле управления стеклоочистителем;
- К7 — реле сигналов;
- К9, К46 — реле;
- К12 — прерыватель указателей поворота;
- К13 — прерыватель сигнальной лампы включения стояночного тормоза;
- К16 — выключатель аккумуляторной батареи дистанционный (для автобусов);
- К36 — реле включения электромагнитной муфты;
- К40 — реле включения фар;
- M1 — стартер;
- М2 — электродвигатель вентилятора отопителя;
- М4 — электродвигатель стеклоочистителя;
- М5 — электродвигатель насоса стеклоомывателя;
- М8 — электронасос дополнительного отопителя (для автобусов и автофургонов с двумя рядами сидений);
- М10 — электробензонасос;
- М20 — электродвигатель дополнительного отопителя (для автобусов и автофургонов с двумя рядами сидений);
- М38 — электропривод корректора света фар (правы й);
- М39 — электропривод корректора света фар (левый);
- М43 — моторедуктор крана отопителя;
- Р2 — комбинация приборов;
- R12 — резистор электродвигателя отопителя;
- R13 — резистор электродвигателя дополнительного отопителя
- (для автобусов и автофургонов с двумя рядами сидений);
- S1 — выключатель системы пуска и приборов;
- S3 — выключатель плафонов второго ряда сидений (для автофургонов с двумя рядами сидений);
- 55 — выключатель аварийной сигнализации;
- 56 — переключатель электродвигателя и электронасоса отопителя;
- S9 — переключатель указателей поворота и света фар;
- 512 — переключатель стеклоочистителя;
- 513 — кнопочный выключатель дистанционного выключателя аккумуляторной батареи (для автобусов);
- 514 — переключатель датчиков уровня топлива (ГАЗ-33027);
- 529 — выключатель света заднего хода;
- 530 — выключатель стоп-сигнала;
- 531 — выключатель сигнальной лампы блокировки межосевого дифференциала (для автомобилей с колесной формулой 4×4);
- S36 — выключатель сигнала водителю (ГАЗ-3302, -33021, -33027);
- S39 — переключатель освещения;
- S52 — выключатель сигнальной лампы включения стояночного тормоза;
- S54 — выключатель проверки исправности сигнальных ламп;
- S60 — выключатель плафона вещевого ящика;
- 562 — выключатель правых плафонов освещения пассажирского салона автобусов;
- 563 — выключатель левых плафонов освещения пассажирского салона автобусов;
- S73 — переключатель электродвигателя дополнительного отопителя (для автобусов и автофургонов с двумя рядами сидений);
- S116 — переключатель корректора света фар;
- Т1-Т4 — катушки зажигания;
- U1 — радиоприемник;
- Х38, Х51 — колодки гнездовые;
- Х53 — колодка штыревая;
- Y19-Y22 — электромагнитные форсунки;
- Y23 — регулятор холостого хода;
- Y46 — клапан продувки адсорбера (для автомобилей с системой улавливания паров топлива);
- Y48 — муфта электромагнитная отключения вентилятора системы охлаждения двигателя;
- (I) — включение задних фонарей автофургонов и автобусов;
- ( II) — вариант шасси;
- ( III ) — вариант с двумя топливными баками;
- I — номера выводов
— внедрение системы бортовой европейской диагностики EOBD, контролирующей техническое состояние компонентов системы, ответственных за превышение предельных значений вредных веществ в отработавших газах автомобиля.
Схемы систем управления двигателем ЗМЗ-405 могут отличаться в зависимости, какой установлен датчик массового расхода воздуха.
На автомобиль могут быть установлены датчики трех типов:
— ДМРВ HFM62C/11 ф. «Siemens» (Германия) или 20.3855;
— ДМРВ HFM-4,7 0 280 218 037 ф. «BOSCH» (Германия);
Многие владельцы ГАЗели с электронной дроссельной заслонкой и педалью газа (Евро-4) рано или поздно сталкиваются с их поломкой. Разберёмся в принципе работы этих механизмов и решим наболевшие вопросы.
Частенько наш автосервис посещают автомобили ГАЗель, ведь это коммерческий транспорт, который и днём и ночью как рабочая лошадка пашет. Изо дня в день множество ГАЗелек выходит на дороги нашей страны и рано или поздно возникают определённые поломки, которые мы стараемся устранить! Не исключение и сегодняшний день. К нам в ремзону заехала ГАЗЕЛь Бизнес с мотором УМЗ! Ну что, поможем бизнесу!
Выслушав клиента: машина не тянет, горит лампочка чек. После того как выключишь и снова включишь зажигание, машинка иногда начинает работать как надо, но потом проблема повторяется. Выше 2000 обороты не поднимаются.
Вот она, рабочая лошадка!
Рис.1
С чего же начинать ремонт? Конечно с компьютерной диагностики. Подключаем диагностическое оборудование и считываем ошибки, которые прописались в блоке управления двигателем.
Рис.2
Нас интересует текущая ошибка P2138 Throttle/Pedal Position Sensor/Switch «D»/»E» Voltage Correlation. Что же она обозначает? Эта ошибка дословно расшифровывается как: P2138 неверное соотношение напряжений «D»/»E» датчика положения дроссельной заслонки или педали акселератора. Дроссельная заслонка у нас электронная как и педаль газа. То есть может быть неисправна как сама заслонка так и педаль. Для того чтобы задеффектовать педаль или дроссельную заслонку, нужно понимать как они устроены, поэтому для начала рассмотрим их конструктивные особенности, устройство и разберёмся в чём отличие механической дроссельной заслонки от электронной.
Принцип работы системы с электронной дроссельной заслонкой и электронной педалью газа.
И так в начале рассмотим устройство механической дроссельной заслонки и разберёмся как происходит регулировка холостого хода.
Рис.3 Механическая дроссельная заслонка (обороты 840..900)
В механической дроссельной заслонке (Рис 3), за холостой ход (обороты двигателя) отвечает регулятор холостого хода (4). Сама дроссельная заслонка (пятак 1) никак не учавствует в регулировке холостого хода. Регулятор холостого хода выставляет 55. 65 шагов (микас 7.1) для поддержания оборотов в районе 800. 900 об.мин. Чем больше шагов регулятора холостого хода, тем выше будут обороты двигателя,т.к. через байпасный канал (3) будет проходить большее количество воздуха.
Рис.4 Механическая дроссельная заслонка (обороты 1300..1400)
Для поддержанич оборотов холостого хода на уровне 1300. 1400, регулятор холостого хода (2) выставляет примерно 115. 120 шагов (микас 7.1). Шток регулятора (4) при таком положении увеличивает проходящий поток воздуха через байпасный канал (3) тем самым увеличиваются и обороты.
А как же происходит регулировка холостого хода с электронной дроссельной заслонкой, и из каких часей она сотоит?
Электронная дроссельная заслонка ГАЗ состоит из следующих частей (рис 5): сама заслонка (пятак 1), моторредуктор (2) который управляет заслонкой (пятаком 1), и двух резистивных датчиков положения (3)
Рис.5 Электронная дроссельная заслонка (обороты 850..900)
Уточним, что в автомобилях с электронной дроссельной заслонкой отсутствует реглятор холостого хода как отдельная деталь. За регулировку холостого хода отвечает сама дроссельная заслонка (пятак, 1). Для поддержания оборотов холостого хода дроссельная заслонка приоткрывается на 5. 6 % и воздух, который нужен для поддержания холотых оборотов проходит через саму заслонку (1). Заслонкой управляет моторредуктор (2). Датчики (3) считывают текущее положение заслонки.
Рис.6 Электронная дроссельная заслонка (обороты 1400..1500)
Для того чтобы обороты двигателя увеличились до 1400. 1500, мотор (2) приоткрывает дроссельную заслонку на 10. 12%. Таким образом в поцессе регулировки холостого хода учавствует сама электронная заслонка. Электронная дроссельная заслонка должна находиться в чистоте, поэтому для того чтобы обороты двигателя не плавали, её чистку нужно производить намного чаще чем механическую заслонку.
Если механическая дроссельная заслонка управляется тросиком газа, то кто же отвечает за управление электронной дроссельной заслонки? Для того, чтобы блок управления понял на какой угол открыть дроссельную заслонку для начала он должен считать текущее положение педали газа. Педаль газа у нас тоже электронная и стостоит из самой педали и двух резистивных датчиков (R3, R4) Рис.7.
Рассмотрим Вариант 1. Педаль газа не нажата.
Зажигание включено, педаль газа не нажата, дроссельная заслонка повёрнута на 7.8%, почему не 0% спросите вы? Объясняем: т.к. дроссельная заслонка у нас электронная, то регулятор холостого хода как выуже поняли отсутствует, но для воспламенения смеси нам нужен воздух. Вот как раз через зазор в 7.8% этот воздух и поступает во время запуска двигателя.
Рис.7 Зажигание включено, педаль не нажата, заслонка закрыты (приоткрыта) на 7.8%.
Какие же параметры мы можем наблюдать при исправной дроссельной заслонке и исправной педали газа?
Рис.8 Типовые параметры значений исправной педали газа и дроссельной заслонки (педаль не нажата)
Таблица 1. Показания исправной педали газа и дроссельной заслонки (педаль не нажата)
![]() | |||||||||||
![]() | Рассмотрим Вариант 2. Педаль газа нажата до упора. Рис.9 Зажигание включено, педаль газа нажата до конца, заслонка открыта на 24%. На экране компьютера при нажатой педали газа мы наблюдаем следующие параметры. Рис.10 Типовые параметры значений исправной педали газа и дроссельной Таблица 2. Показания исправной педали газа и дроссельной заслонки (педаль нажата до конца).
|