Распиновка датчика распредвала бош

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Датчик положения распределительного вала, он же датчик фазы, на двигателе ЗМЗ-409 установлен в левой задней части в приливе головки блока цилиндров у четвертого цилиндра со стороны выпускного коллектора. Назначение датчика фазы — определение начала цикла работы двигателя и обеспечение формирования одиночного импульсного сигнала от прохода стального штифта-отметчика выпускного распределительного вала.

По информации с датчика фазы блок управления двигателем определяет момент установки поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке такта сжатия для расчета последовательности впрыска топлива согласно порядку работы цилиндров.

Общее устройство, принцип работы и аналоги датчика положения распределительного вала Bosch PG-3.1 0 232 103 006.

Датчик положения распределительного вала является интегральным датчиком, включающим чувствительный элемент и вторичный преобразователь сигнала. Чувствительный элемент выполнен на эффекте Холла, который заключается в формировании ЭДС при воздействии или изменении магнитного поля. Вторичный элемент содержит мостовую схему, операционный усилитель и выходной каскад, выполненный в виде открытого коллектора.

Конструктивно датчик положения распределительного вала состоит из цилиндрического корпуса с чувствительным элементом и магнитом, основания датчика с фланцем и отверстием крепления, наголовника со схемой вторичного преобразователя, кабель связи в экранированный оболочке, трехконтактной вилки соединителя опрессованной на кабеле.

Монтажный зазор, измеренный между торцом датчика и верхней кромкой штифта-отметчика, должен быть в пределах 0.5-1.2 мм. Этот зазор не регулируется и обеспечивается при установке датчика на заводе-изготовителе. Подключение датчика фазы к жгуту проводов производится с помощью трехконтактной розетки с защелкой. Центральный сигнальный провод датчика, с целью защиты выходного сигнала от помех бортовой сети, выполнен экранированным.

Центр стального штифта-отметчика выпускного распределительного вала совпадает с началом или серединой первого, после выреза, зуба диска синхронизации. Ширина отметчика распределительного вала составляет не менее 24+-1 градусов положения распредвала. При появлении штифта-отметчика датчик фазы формирует сигнал низкого уровня, близкий к массе.

Аналоги датчика положения распределительного вала Bosch PG-3.1 0 232 103 006 : 406.3847050-01, 406.3847050-04, 406.3847050-05 или ДФ-1. Конструктивно эти датчики отличаются от Bosch PG-3.1 длиной кабеля связи и высотой наголовника.

Проверка датчика положения распределительного вала двигателя ЗМЗ-409.

Первоначальная проверка датчика фазы производится без его снятия с двигателя. При включенном зажигании вольтметром измеряется напряжение на выводе «1» колодки жгута проводов, минусовой щуп вольтметра при этом должен быть подсоединен к «массе» двигателя. На выводе должно быть напряжение +12 Вольт, в противном случае присутствует неисправность в цепи питания датчика.

Для полной проверки датчика его необходимо снять с двигателя и собрать электрическую схему показанную ниже. После подключения +12 Вольт от источника питания светодиод должен загореться и сразу погаснуть. При перемещении вблизи торца датчика фазы отвертки или пинцета светодиод должен кратковременно загораться. Если светодиод не горит, то датчик неисправен и его необходимо заменить.

Внешние проявления неисправности датчика фазы Bosch PG-3.1 0 232 103 006 и возможные способы их устранения.

В случае неисправности или выхода из строя датчика фазы, контроллер системы управления двигателем ЗМЗ-409 при работающем двигателе включает сигнальную лампу неисправности Check Engine, а его система бортовой самодиагностики выдает коды неисправностей :

Микас 7.2

054 — неисправность цепи датчика положения распределительного вала (датчика фазы)

Микас 11 и Bosch ME17.9.7

0340 — неисправность цепи датчика положения распределительного вала (датчика фазы)
0342 — низкий уровень сигнала цепи датчика положения распределительного вала (датчика фазы)
0343 — высокий уровень сигнала цепи датчика положения распределительного вала (датчика фазы)

Одновременно блок управления переходит из режима распределенного фазированного впрыска топлива на резервный режим распределенного парафазного впрыска топлива одновременно во все цилиндры. На этом режиме значительно возрастает расход топлива и увеличивается токсичность отработавших газов, поэтому неисправный датчик фазы нужно проверить и заменить при первой возможности.

Возможные причины неисправности датчика фазы :

— датчик вышел из строя или не подключен к жгуту проводов,
— обрыв или замыкание на массу выходной цепи датчика,
— обрыв или переполюсовка проводов питания датчика,
— наличие воды в соединителе датчика,
— ослаблено крепление датчика,
— повышенный или пониженный монтажный зазор между торцом датчика и отметчиком распределительного вала
— повышенное радиальное биение распределительного вала,
— повреждение или отсутствие отметчика распределительного вала,
— неправильная установка шестерни распределительного вала или отметчика,
— неисправность входного канала электронного блока управления.

Если сигнальная лампа неисправности Check Engine загорается бессистемно на холостых оборотах двигателя, но гаснет при повышенных оборотах холостого хода, а система самодиагностики фиксирует указанные выше коды неисправностей, то необходимо : проверить возможные торцевые биения штифта-отметчика распределительного вала и устранить их, а также проверить контакт экранирующей оболочки кабеля датчика с массой двигателя.

Источник

Способы проверки датчика распредвала

Когда во время движения автомобиль начинает дергаться или вовсе глохнуть, значит пора заглянуть под капот. Такие проблемы часто наблюдаются при поломке контроллера фазы. Ведь этот миниатюрный прибор влияет на стабильность работы движка. Чтобы не гнать транспорт в автосервис, важно знать, как проверить датчик распредвала и заменить его на новый.

Принцип работы

Датчик фазы — деталь, которая есть на всех двигателях с электронной системой впрыска. Ее задача — определить угловое положение распредвала. Сведения, полученные от устройства, отправляются на модуль блока управления (ЭБУ). После приема информации от ДПРВ, система рассчитывает подходящие моменты для впрыска топлива и зажигания. ЭБУ корректирует фазы искрообразования и работу топливных форсунок.

Исправность прибора влияет на количество вредных выбросов, экономию бензина, эффективность работы мотора. Даже при небольших отклонениях в показаниях мощность двигателя падает.

Устройство ДПРВ

Прибор вместе с датчиком коленвала контролирует синхронизацию валов. От этого зависит динамика поступления топливной смеси на такте впуска. Контроль синхронизации помогает выяснить, правильно ли установлена цепь или ремень ГРМ. Еще это важно для системы чередования фаз газораспределения. Состоит устройство из следующих компонентов:

  • магнита и его держателя;
  • конденсаторов;
  • электронной схемы;
  • эластичной печатной платы;
  • сенсора положения коленвала;
  • разъема.

На приводной шестерне распределительного вала есть контрольные точки. При его вращении металлические штыри изменяют магнитное поле в находящемся рядом ДПРВ. Когда они проходят возле прибора, генерируется сигнал, который поступает в блок управления.

На частоту импульсов влияет темп вращения вала, исходя из этого ЭБУ корректирует работу мотора. Контроллер после получения сведений от прибора устанавливает позицию поршня 1-го цилиндра в верхней мертвой точке (ВМТ). Происходит своевременное впрыскивание топлива и последующее зажигание смеси.

В основе работы контроллера фаз лежат разные физические принципы. Универсального варианта не существует. Есть три вида приборов:

Второй вариант встречается крайне редко. Функция детектора проявляется за счет световых лучей. Они то попадают в прорезь на маховике распределительного вала, то «упираются» в металл. По динамике колебаний блок управления определяет смену фаз.

Работа третьего устройства основана на появлении электродвижущей силы в магнитном поле прибора при прохождении возле его торца контрольной точки. Подключение таких элементов чаще всего выполняется двухконтактной колодкой.

Датчик Холла работает по другому принципу: при вращательном движении вала стальные зубья проходят через специальные прорези в устройстве. В итоге прибор подает сигнал контроллеру. Устройство трехпроводное.

Когда прибор перестает отправлять сведения контролеру, на панели приборов обычно загорается лампа Check Engine. Нужно провести диагностику, чтобы узнать код ошибки.

Где расположена деталь

Деталь находится рядом с механизмом газораспределения. Во многих моделях авто контроллер установлен около головки блока цилиндров. Расположена она с левой либо с правой стороны мотора. Есть машины, на которых прибор вставлен в отверстие у задней стенки ГБЦ. Порой датчик расположен около верхней части ремня ГРМ.

На картинке видно, что ДПРВ находится около распределительного вала, с противоположной стороны от ремня ГРМ. А вблизи шестерни установлен гидравлический клапан, который «следит» за изменением фаз газораспределения.

Признаки поломки

Сбой датчика распределительного вала провоцирует появление различных проблем:

  1. На панели приборов начинает гореть лампа Check Engine. Наличие ошибок надо проверять электронным сканером OBD II.
  2. Машина во время движения начинает дергаться, а скорость падает.
  3. Пропадает искра зажигания, из-за чего завести автомобиль невозможно.
  4. Становится трудно запустить двигатель как «на горячую», так и «на холодную». Нужно несколько раз включать зажигание и мучить стартер.
  5. Расход бензина увеличивается на 10–20 %.

Не стоит долго ездить со сломанным контроллером. Ошибки в системе, постоянные толчки и рывки приведут к ускоренной поломке свечей зажигания. Их придется менять. Если появились перечисленные признаки, стоит самостоятельно проверить работоспособность детали.

Методы диагностики

Прежде чем использовать электронные приборы, сначала нужно проверить конструкцию на целостность. Для надежной фиксации датчик распредвала вставляется в посадочное гнездо с уплотнительным кольцом. Первым делом надо осмотреть уплотнитель на предмет повреждений. После этого стоит проверить зубчатый ротор и сам контроллер. Если обнаружите трещины на корпусе или стальную стружку, значит прибор требует замены.

Затем можно переходить к популярным методам проверки. Среди основных приборов для диагностики выступают осциллограф и мультиметр. Первое электронное устройство более точно диагностирует, а второе удобнее использовать.

Двухпроводной контроллер

Если на машине применяется устройство индуктивного типа, то тестирование выполняют следующим способом:

  1. Переключатель на мультиметре устанавливают в позицию 20 вольт.
  2. Поворачивают ключ в замке зажигания, не заводя автомобиль.
  3. Мощности должно быть достаточно. Один щуп прислоняют к любому металлу на массу, а другим дотрагиваются до кабелей датчика положения вала.
  4. Показания на экране электронного устройства должны меняться в районе 0,3–5 В. В руководстве по эксплуатации машины описаны точные рабочие значения.
  5. Далее запускают двигатель.
  6. Одним контактом электронного тестера прикасаются к кабелю питания контроллера (красного цвета), а другой прислоняют к черному. Показания должны соответствовать указанным в инструкции по эксплуатации авто данным.

Если полностью отсутствует напряжение или значения ниже эталонных, то датчик фазы неисправен, придется устанавливать новый.

Трехпроводной сенсор

Перед тем как использовать тестер, надо убедиться, что контакты соединительной колодки и кабеля не имеют повреждений. Требуется осмотреть проводку на предмет трещин, а также изломов. Изоляция не должна быть оплавленной. Для поиска обрывов можно применять мультиметр. Контакты разъема датчика желательно очистить от окисления.

Закончив проверять электропроводку, можно приступать к диагностике ДПРВ. Перед этим контроллер снимают с двигателя. Чаще всего его можно отыскать на головке цилиндров. Держится он обычно на одном болте.

Проверять датчик положения распределительного вала, применяя мультиметр, довольно просто. Диагностику проводят поэтапно. Сначала тестер переключают в режим измерения напряжения до 20 В, потом включают зажигание, не заводя машину. Мультиметром проверяют, поступает ли питание к измерительному прибору. Отсутствие напряжения вызывают такие причины:

  • поломкой управляющего реле;
  • неисправной проводкой (разрывом или повреждением изоляции);
  • сбоем в блоке управления двигателем.

Мультиметром поочередно измеряют напряжение между клеммами 1, 2 и 3 разъема ДПРВ и минусовым выводом аккумулятора. Для проверки достаточно 13–14 В. Зажигание включается. Эталонные значения мультиметра для контроллера Bosch F01R 00B 003:

Если тестер фиксирует показания ниже нормы при подаче питания на ДПРВ, значит деталь неисправна. Чтобы убедиться в этом, можно подключить диагностическое устройство к минусовой клемме и среднему контакту. Потом нужно включить зажигание и поднести к сенсорной зоне изделия металлическую пластину или гаечный ключ. На дисплее мультиметра значения сразу снизятся до 0,2–0,4 В, если ДПРВ работоспособный. Отсутствие каких-либо изменений указывает на поломку детали.

При покупке датчика стоит учесть, что даже оригинальную запчасть могут продать без уплотнителя. Придется искать и приобретать прокладку отдельно. Поэтому рекомендуется внимательно осматривать запчасть в магазине. Во время установки устройства не забывайте менять кольцо. Применять старый уплотнитель можно только в крайнем случае, если нельзя приобрести новый.

Сканер OBD-II

Простой вариант проверки датчика положения распредвала — использование автомобильного сканера. Адаптер подключают к диагностическому порту автомобиля, который должен находиться под приборной панелью. Для соединения с OBD-II понадобится Андроид-устройство с установленной программой и включенным Bluetooth или Wi-Fi (в зависимости от сканера). Затем необходимо запустить на смартфоне или планшете поиск доступных сетей или соединений.

Из появившегося списка надо выбрать адаптер OBD-II и ввести пароль, указанный в документации к сканеру. После подключения можно переходить к поиску ошибок. В программе достаточно запустить режим статического обнаружения неисправностей. При поломке деталей или других проблемах на экране Андроид-устройства появится цифровой код.

Перечень возможных ошибок

Помогут выяснить, почему возникли проблемы с двигателем, именно коды неисправности. Основная их расшифровка по стандарту OBD-II:

  1. P0300 — многократные или случайные пропуски зажигания.
  2. P0340 — контроллер не передает информацию контроллеру из-за повреждений в цепи.
  3. P0341 — прибор выдает неверные показания.
  4. P0342/ P0343 — низкий/высокий уровень сигнала датчика фазы.
  5. P0344 — устройство передает ошибочные сведения на шину ЭБУ.

Код P0300 означает, что в одном или нескольких цилиндрах наблюдаются пропуски воспламенения. Это может происходить по причине повреждения проводов, износа свечей зажигания, поломки датчика кислорода или катушки зажигания, прогорания выпускного клапана.

Появление кода P0341 указывает на то, что ДПРВ выдает неправильный сигнал. В процессе работы мотора коленчатый вал соединяется цепью или ремнем с шестеренками распредвала. Кулачки, имеющиеся на коленвале, открывают или закрывают клапана, а при вращении продавливают их. При такой ошибке блок управления не знает о положении клапанов в конкретный момент, поэтому не понимает, какую форсунку нужно открыть и в какую рабочую камеру подавать искру.

Ошибки P0342/P0343 возникают при отказе работы датчика фазы или замыкании в цепи. Иногда указывают на неисправность модуля управления впрыском. Прибор при таких проблемах выдает низкий или слишком высокочастотный сигнал.

Ошибка P0344 обозначает, что ДПРВ передает неустойчивые импульсы. Неисправность может появиться при разбалтывании или окислении разъема, повреждении провода от прибора до контроллера. Еще такая ошибка выскакивает, если контроллер облепила металлическая стружка.

Проверка осциллографом

Электронный прибор помогает узнать более точную информацию о том, выдает ли датчик импульсы. Перед тестированием измерительный щуп подключают к сигнальному проводу, выставляют диапазон измерения напряжения до 300–450 В и запускают осциллограф. Проводить диагностику прибором нужно после старта двигателя, на холостом ходу.

Если диаграмма получается ровной с одним пиком, который показывает момент прохождения импульса, значит, ДПРВ исправный. Другой график указывает на проблемы с устройством.

Обычно проблемы с ДПРВ диагностируют по нарушению синхронизации с датчиком коленвала. На рисунке как раз такой случай. Стоит найти эталонную осциллограмму для конкретной модели автомобиля и сравнить показания измерительного прибора с нормальными показателями.

Как заменить прибор

С аккумуляторной батареи убирают минусовую клемму, чтобы не допустить случайного замыкания. Затем откручивают болт, который удерживает деталь на корпусе. В большинстве случаев его диаметр М10. Сделать это можно торцевым ключом. Далее с датчика снимают фишку, контроллер вытаскивают из посадочного гнезда.

Перед установкой новой детали место уплотняют резиновым кольцом. Сборку осуществляют в обратном порядке. Прибор вставляют в отверстие, фиксируют болтом и подключают фишку.

Менять ДПРВ рекомендуется раз в 5 лет или через каждые 100 тыс. км. Ведь прибору приходится работать при постоянном изменении температуры, а его полупроводниковая начинка негативно реагирует на подобные перепады.

Датчик положения распредвала — важная деталь автомобиля, от работы которой зависит синхронизация мотора. Когда появляются симптомы неисправности, нужно немедленно выполнить проверку с помощью автосканера или электронных устройств. Провести диагностику и замену контроллера сможет даже неопытный водитель.

Источник

Adblock
detector