Зарядка аккумулятора ИБП. Как делать правильно
Из всех компонентов, входящих в состав прибора, батарея является самым дорогостоящим элементом. Правильная эксплуатация гарантирует долгую службу всего аппарата. Необходимо учитывать все требования к зарядке и дальнейшей эксплуатации, чтобы продлить жизнь аккумулятора.
Аккумуляторы, подходящие для использования в ИБП
Правила заряда батарей зависят от их типа. В современном мире источники питания базируются на свинцово-кислотном типе батарей. Значит, заряжая бесперебойник, необходимо руководствоваться правилами эксплуатации таких аккумуляторов. По принципу действия, такие батареи очень схожи с автомобильными аккумуляторами. Но разница все же существует. В то время, как аккумуляторы на машине постоянно освежаются воздушными массами, батареи бесперебойников находятся в неподвижном состоянии в атмосфере помещения.
Перед началом подзарядки бесперебойника, необходимо ознакомиться со строением и особенностями батарей, их «начинкой». Электролитом во внутреннем пространстве аккумулятора является гель. Именно поэтому он не способен разлиться, расплескаться. Вследствие чего, некоторые типы ИБП можно устанавливать в вертикальной или горизонтальной плоскостях (например, удобно поставить под клавиатуру, монитор компьютера). Корпус батареи хорошо загерметизирован, поэтому особого ухода ИБП не требует. Исключением является необходимость периодической зарядки устройства.
Кроме того, из аккумулятора не выделяется водород, другие опасные газы, взрывоопасные вещества, так как внутри корпуса идет постоянная рециркуляция.
Первая зарядка прибора. Особенности и правила
После того, как ИБП приобретен, обязательно следует ознакомиться с правилами первой зарядки устройства. Следует учитывать, что после того, как аппарат был произведен, заряжен на предприятии, он еще некоторое время хранился на складе, в магазине. За это время устройство частично разрядилось. По этой причине, новый ИБП вы получите в частично разряженном состоянии. Как следствие – батареи не смогут обеспечить нормального электрического питания аппаратам и приборам, для обслуживания которых был приобретен ИБП. Значит сиюминутная эксплуатация бесперебойника не даст ожидаемых результатов. Следует учитывать еще тот факт, что прибор заранее запрограммирован на заводе на прохождение самотестирования перед включением его в общую сеть.
Правила зарядки бесперебойника, предназначенного для обслуживания компьютера, остальных устройств и оборудования после приобретения:
- Следует включить ИБП в общую сеть. Другие приборы при этом подсоединять не следует. Время первой зарядки продолжится значительно дольше, чем время последующих.
- Затем, необходимо оставить прибор, примерно, в течение суток подключенным. Включать устройство не обязательно. В любом случае заряд будет пополняться. В зимнее время, перед установкой на зарядку следует выдержать аппарат в теплом помещении некоторое время.
- После того, как первый сеанс подзарядки завершится, следует поставить прибор под нагрузку, чтобы прошла первая разрядка батареи. Лучше всего, чтобы это была нагрузка с потреблением электричества постоянного значения мощности.
- После пробной разрядки ИБП необходимо повторно полностью провести процедуру зарядки-разрядки аккумулятора. Опять зарядить аккумулятор. Только после этого прибор будет полностью откалиброван. В дальнейшем аппаратура будет защищать домашнюю или офисную технику от непредвиденных ситуаций.
Правила, по которым следует заряжать аккумуляторы свинцово-кислотного типа
Чтобы полностью овладеть навыками зарядки бесперебойников, необходимо узнать 2 правила зарядки аккумуляторов свинцово-кислотного типа:
- Электрический ток при начальной зарядке, выраженный в Амперах, должен не превышать 3% – 30% от емкости батареи в Ампер-часах.
- Чтобы добиться долгого срока службы батареи без нареканий и поломок, следует устанавливать ток немного меньшего значения, чем рекомендуемый.
Частота зарядки аккумуляторной батареи
Какова же периодичность повторения процесса? Чем при этом стоит пользоваться, чтобы обеспечить долгую и эффективную эксплуатацию?
Достичь самого длительного срока эксплуатации ИБП можно только тогда, когда зарядку осуществлять непрерывно от одного и того же зарядного устройства. При этом следует задавать одно и то же значение напряжения. Это может быть или постоянное напряжение, или меняющееся.
Следует учесть, что сроки обычного «неработающего» хранения, как правило, оказываются значительно меньше, чем продолжительность нормальной эксплуатации устройства с периодической подзарядкой.
Вследствие этого, нет смысла бояться износа аккумуляторной батареи, по причине частой подзарядки. Все оказывается наоборот – возможность старения аппарата, его износа значительно уменьшается, если эксплуатацию бесперебойника не приостанавливать. Это происходит за счет того, что батареи постоянно подзаряжаются.
Если приобретать устройства в известных фирмах, специалисты дадут объяснение в вопросах зарядки ИБП. Расскажут об условиях применения устройств. Отметят разные специфические особенности электрооборудования. Чтобы оградить себя от лишних ремонтных затрат, обезопасить технику и работников, следует соблюдать все рекомендации профессионалов.
Зарядка аккумулятора ИБП: делаем это правильно
Батареи в источниках бесперебойного питания являются наиболее дорогостоящим компонентом во всем устройстве. От правильной эксплуатации зависит долговечность и сроки исправной работы аппаратуры. Сюда входит и зарядка аккумулятора бесперебойника: соблюдение правил этого процесса способно продлить сроки службы и сохранить эффективность дорогостоящих батарейных модулей.
Какие батареи подходят для ИБП?
Правила заряда батарейных модулей напрямую диктуются типом используемых батарей. Во всех современных источниках питания применяются аккумуляторы свинцово-кислотного типа. То есть вопрос, как зарядить аккумулятор бесперебойника, подразумевает процесс зарядки свинцовых кислотных аккумуляторов. Эти батареи похожи на автомобильные аккумуляторы, однако между ними есть существенная разница. По большей части она обоснована тем, что в автомобилях аккумулятор постоянно обдувается воздухом, проходящим под капотом. Батареи бесперебойника статичны и неподвижны.
Перед тем, как заряжать аккумулятор от ИБП, стоит понять структуру и принцип работы батарей. Электролит внутри батареи содержится в виде геля, потому он не разливается и не расплескивается. Благодаря этому некоторые модели ИБП могут устанавливаться как вертикально, так и горизонтально (например, под монитор). Батарея герметизирована, потому не требует особого пользовательского ухода, за исключением своевременной зарядки бесперебойника при необходимости. Более того, батарея ИБП при работе не выделяет водорода или других взрывоопасных и вредных газов, так как рециркулирует в пространстве корпуса.
Первая зарядка аккумулятора ИБП: что нужно знать
При покупке бесперебойника важно разобраться, как первоначально зарядить аккумуляторную батарею в ИБП. Как правило, за время с момента изготовления аппаратуры до покупки и введения в эксплуатацию пользователем заводской заряд батареи разряжается. То есть новый ИБП прибудет к вам в дом, офис или на предприятие в разряженном состоянии. Это значит, что батареи не сумеют обеспечить надежное поддержание питания защищаемых приборов при моментальной установке бесперебойника под нагрузку. К тому же, устройство запрограммировано на самотестирование перед каждым запуском. Процедура самотестирования завершится сообщением о неисправности батарейного модуля и требованием его замены.
Как зарядить бесперебойник для компьютера или для другого оборудования после покупки:
- Подключите ИБП к сети, не подключая нагрузку. Первая зарядка ИБП потребует больше времени, чем последующие процедуры обычной штатной подзарядки. Оставьте бесперебойник включенным в сеть на сутки – 24 часа.
- Зарядка будет производиться при питании ИБП от сети вне зависимости от того, включено ли устройство.
- Зимой перед тем, как зарядить бесперебойник, после занесения его с холода желательно оставить его в теплой комнате на несколько часов, чтобы он согрелся.
После первого цикла подзарядки стоит включить нагрузку для первого разряда батареи. Предпочтительна статичная нагрузка с постоянной, не «прыгающей» мощностью. После подобного полного разряда стоит снова полностью произвести цикл зарядки-разрядки батареи. Снова полностью зарядите аккумулятор ИБП – и после этого он будет откалиброван и готов защищать вашу технику от скачков напряжения в сети.
Основные правила зарядки свинцово-кислотных батарей
Чтобы знать, как зарядить ИБП правильно, достаточно владеть всего двумя правилами заряда свинцово-кислотных батарей:
- Начальный ток подзарядки по своему номиналу в Амперах не должен быть больше 3-30% от ёмкости самого аккумулятора в Ампер-часах.
Чтобы дорогостоящая батарея бесперебойника прослужила свой максимальный срок эксплуатации без сбоев и потери эффективности, ток подзарядки должен быть чуть меньше рекомендуемого.
Сколько заряжать бесперебойник, вы сможете рассчитать самостоятельно. Для этого поделите ёмкость аккумулятора в Ампер-часах на силу тока в зарядном устройстве в Амперах.
Как часто заряжать батарею ИБП?
С какой периодичностью и чем заряжать аккумуляторные батареи для ИБП, чтобы он прослужил максимально долго? Самый длительный допустимый срок службы источника бесперебойного питания достижим в случае, если зарядка АКБ бесперебойника осуществляется непрерывно от одного зарядного устройства с одним и тем же напряжением: либо постоянным, либо напряжением «плавающего» типа. Срок простого хранения обычно оказывается меньше, чем фактический срок постоянно эксплуатируемой и подзаряжаемой батареи. Поэтому не стоит бояться преждевременного износа батареи ИБП из-за частой зарядки. Наоборот, некоторые естественные процессы износа и старения устройств замедляются и приостанавливаются благодаря постоянной подзарядке аккумулятора.
При покупке источников питания в специализированных компаниях сотрудники подробно объяснят, как заряжать ИБП, каковы условия эксплуатации и другие специфические особенности оборудования. Соблюдая рекомендации профессионалов, вы обезопасите свою технику от преждевременного износа и поломок, а себя – от чрезмерных трат на ремонт и замену элементов в оборудовании.
Написать письмо
По любому вопросу вы можете воспользоваться данной формой:
Как правильно зарядить аккумулятор от бесперебойника
Многие пользователи источников бесперебойного питания со временем начинают проявлять интерес к тому, как правильно должна проходить зарядка аккумулятора от ИБП. Есть определенные правила, которых нужно придерживаться в процессе эксплуатации устройства поддержки, чтобы не мешать естественному ходу химических реакций, происходящему во встроенной емкости хранения тока. Если их нарушить, то батарея достаточно быстро начинает деградировать, терять вместимость, а в крайних случаях может и вовсе выйти из строя. Соответственно и применять ИБП с поврежденной батареей для питания компьютера пользователя, его бытовой техники или иных ниш, требующих поступления нормализованного тока — бессмысленно.
Первый запуск
Бесперебойник и его аккумулятор:
Приобретая новый ИБП, или начиная пользоваться старым после долгого простоя, необходимо вначале полностью зарядить внутренний аккумулятор ИБП. Здесь можно понадеяться на электронику бесперебойника или воспользоваться сторонним зарядным устройством. Разберем вначале первый случай. Тут все просто. Достаточно до момента начала рабочей эксплуатации бесперебойника подключить его с вставленной батареей на сутки к сети питания, без нагрузки. За названый период времени АКБ будет полностью заряжен.
В идеале, на исходе суток отсоединить аккумулятор, и проверить напряжение на его клеммах мультиметром или вольтметром. Оно должно находиться в пределах, указанных в информации, нанесенной на корпусе емкости в графе «StandBy use» или «Floating use». Возможно, протестированное значение будет и выше. Если же напряжение на контактах ниже, то стоит проверить сам ИБП — дает ли он ток согласно норме. Для этого подключают бесперебойник к сети и замеряют характеристики на его клеммах. Полученные значения должны быть аналогичны указанным на аккумуляторе в разделе «Cycle use».
Этикетка устройства с технической информацией:
В том случае, если для первоначального заполнения АКБ источника бесперебойного питания используется стороннее зарядное устройство, то периодическая проверка текущего уровня тока обязательна. Да и само зарядное устройство должно обладать характеристиками, позволяющими ему работать с аккумулятором ИБП. К примеру, вольтаж должен лежать в пределах «Cycle use», а сила тока соответствовать 1/10 всей емкости, указанной на корпусе накопителя, и не превышать «Initial current».
Чем последний метод лучше использования самого бесперебойника — он дает возможность частично уменьшить деградацию. Для этого нужно несколько раз полностью зарядить и опустошить аккумулятор. Разрядка производится слаботочной нагрузкой, подключаемой к накопителю между циклами наполнения. Хорошо подойдет лампа дальнего света фар автомобиля.
После зарядки рекомендуем узнать, как включить бесперебойник правильно, чтобы не сбить настройки.
Две проблемы
Одна из проблем — заряд ниже нормы:
Любой аккумулятор источника бесперебойного питания, как, впрочем, и все аналогичные устройства хранения заряда, подвержен двум проблемам. Первая из которых, конечно же, перезаряд. Когда классический свинцовый АКБ набирает излишки энергии, кислая среда в его составе, представленная смесью воды и серной кислоты, кипит, разрушая испускаемыми газами корпус. Для аккумулятора ИБП жидкости не предусмотрено, вместо нее используется или паста в гелиевых моделях (маркировка GEL на корпусе) или пористые сепараторы из стеклоткани (AMG модели). Тем не менее, перезаряд может привести к тому, что верхние части контактов внутри самого устройства перестанут быть закрыты кислотным составом, что приведет к их электрическому замыканию и выходу емкости хранения из строя. Кроме того, даже если не произойдет оголения, вместимость АКБ по току все равно снизится. Причиной здесь станут маленькие пузырьки газа, которые не могут покинуть пасту или сепаратор. Они начнут мешать ходу химических реакций, проходящих при накоплении или расходе энергии.
Измерение напряжение на АКБ со снятой крышкой:
Вторая проблема по аналогии обратна первой — слишком сильный разряд аккумулятора. В процессе траты энергии, внутренняя плотность кислой среды у АКБ падает. При зарядке она поднимается. Вот тут и кроется суть проблемы — если она слишком низкая, то химические реакции не идут и наполнить энергией накопитель уже не получится.
В первом случае бесперебойник сам начнет сигнализировать о возникновении проблемы аварийным индикатором или своеобразным писком. Во втором будет отмечаться краткое время поддержки работы оборудования и его периодическое спонтанное отключение.
Диагностика неисправностей
В том случае, когда есть подозрение на перезаряд АКБ, необходимо отсоединить его от источника бесперебойного питания и проверить мультиметром. Характерными признаками станет полное отсутствие напряжения на клеммах. Если прибор не показывает наличие тока, стоит переключить его в режим прозвона. В том случае, если определится короткое замыкание, диагноз становится ясен — это перезаряд.
Тестирование специальным измерителем:
Случай с уменьшением плотности так же продемонстрирует вольтметр. После зарядки аккумулятор будет выдавать значения ниже указанных в «Floating use», «StandBy use» на корпусе устройства. Возможно частичное восстановление функциональности, если провести несколько циклов наполнения, как описано ранее, но это полумера и не факт. Кроме того, есть еще один способ поднять плотность при слишком сильном разряде для AGM АКБ ИБП: снимается верхняя крышка устройства и производится долив банок дистиллированной водой через расположенные под ней пробки. К сожалению, метод не сработает для гелиевых аккумуляторов — пасту таким образом разбавить невозможно.
В тех случаях, когда требуется определить общее состояние аккумулятора, опять же поможет лампа из фары автомобиля. Подключив ее на две минуты к клеммам, наблюдают за свечением. Уменьшение его яркости к концу процедуры — первый признак деградации емкости свыше 50%. То же самое относится к случаю, если у полностью заряженного АКБ напряжение на контактах ниже 12В. Такие аккумуляторы использовать в ИБП для нормальной нагрузки бессмысленно.
Аккумулятор с подключенной лампой:
Хочется отметить, что перед тестом емкости нужно вначале попробовать работоспособность самого источника бесперебойного питания — дает ли он необходимые напряжения. Бывают ситуации, когда причина неисправности находится именно в нем.
Несколько рекомендаций
Крайне нежелательно перегружать источник бесперебойного питания нагрузкой свыше его мощности. В конечном итоге будет оставаться слишком мало энергии для зарядки самого АКБ, что приведет к его выходу из строя. Это один из самых важных аспектов для правильного понимания того, как заряжать ИБП.
В том случае, если ИБП долгое время не используется, нужно периодически доставать его, проверять напряжение на аккумуляторе и контролировать, чтобы характеристики батареи не уходили ниже указанных в «StandBy use» на корпусе. При необходимости производить подзарядку. Опять же, помещение в котором находится ИБП, долгое время не должно охлаждаться ниже 5 °С. Замерзание электролита весьма отрицательно скажется на характеристиках аккумулятора. Ну и самое главное, после долгого простоя обязательно вначале полностью зарядить устройство, а уж только потом подключать нагрузку.
Полная проверка аккумуляторов и ИБП:
Все перечисленное даст полное представление о том, как правильно зарядить аккумулятор от бесперебойника, чтобы сохранить его функциональность и не допустить деградации. К сожалению, если не придерживаться рекомендаций и при возникновении проблем, здесь уже станет только один вариант выбора — утилизация и замена батареи. Ремонту они или вовсе не подлежат, или производимые действия будут иметь слишком малый смысл в восстановлении характеристик.
Видео по теме