Пени по налогам: проводки
Пени по налогам, сборам и взносам — это сумма денежного наказания, которое налоговая инспекция накладывает за просрочку платежей в государственный бюджет. О том, как отразить данные суммы в налоговом и бухгалтерском учетах, расскажем в этом материале.
Мнения разошлись
Вопрос о том, каким образом отразить суммы пеней в учете, и по сей день вызывает споры между специалистами. Двойственность понятий вызвано тем, что этот термин имеет разные определения в налоговом и бухучете. Следовательно, при начислении пени, штрафа по налогам проводки могут различаться.
К примеру, в бухучете этот термин определяется, как штрафная санкция, то есть наказание за какой-либо проступок или правонарушение. А вот налоговый учет не предусматривает объединение данных понятий. Иными словами, в налоговом учете это совершенно разные виды расходов, и учитывать их на одном счете недопустимо.
Согласно ПБУ 10/99, отражайте данные затраты в составе прочих расходов. Но принять такие издержки в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по прибыли, нельзя ( ст. 270 НК РФ п. 2).
При начислении пени по налогам бухгалтерские проводки составляйте с применением счета 91 или 99. Придется закрепить в учетной политике предприятия, на какой счет будут списываться такие виды платежей.
Используем 99 счет
Данный метод имеет основное преимущество: при использовании 99 бухсчета не возникает разницы между данными бухгалтерского учета и сформированной отчетностью. Иными словами, 99 бухсчет не участвует в определении размера налогооблагаемой базы. Следовательно, отражение сумм начисленной неустойки, пени (Н/П) на сч. 99 не приведет к искажению учетной информации.
При формировании записей, как списать пени по налогам, проводки составляются следующим образом: 99 счет дебетуется и одновременно кредитуется сч. 68 по соответствующему субсчету:
- 68.1 — если пени начислили по НДФЛ;
- 68.2 — просрочен платеж по НДС;
- 68.4 — налог на прибыль организацией был уплачен с опозданием, и ФНС выставила неустойку.
Если Н/П была выставлена за несвоевременную уплату страховых взносов, то начисление проводится по 69 бухсчету.
Бухгалтерские записи будут выглядеть следующим образом:
Дебет 99 Кредит 68, 69 — начислены суммы неустойки за просрочку налоговых платежей.
Дебет 68, 69 Кредит 51 — отражены перечисления в бюджет в счет погашения выставленных Н/П.
Применяем 91 счет
Согласно положениям фискального законодательства, пени нельзя отнести к штрафным санкциям, так как их размер не имеет конкретного и постоянного значения ( ст. 114 п. 2 НК).
Это означает, что сумма наказания постоянно изменяется и исчисляется, как произведение просроченной задолженности и 1/300 ставки рефинансирования, утвержденной Центробанком России. Если отражать начисление пеней по налогам проводкой на сч. 91, то при составлении отчетности придется вычленять суммы начисленных неустоек в ФНС, так как неустойку по фискальным платежам нельзя учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу.
Отметим, что при исчислении неустоек по договорам, например, за нарушение сроков поставки или оплаты товаров, работ, услуг, данные затраты отражаются на 91 бухсчете. Также 91 счет следует применять при начислении штрафов от ФНС.
Итак, проводки по начислению штрафа налоговой инспекции:
Дебет 91.02 Кредит 68 или 69, с указанием соответствующего субсчета — начислены штрафы.
Дебет 68, 69 Кредит 51 — произведена оплата в бюджет.
Если компания решила относить издержки по оплате фискальных Н/П на 91 бухсчет с последующим вычленением этих сумм перед составлением отчетности, то составляйте бухгалтерские записи в аналогичном порядке.
Для отражения неустоек по договорам с поставщиками, подрядчиками и прочими контрагентами используйте записи:
Дебет 91 Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», сумму отразите на субсчете «Расчеты по претензиям».
Дебет 76 Кредит 51 — отражена оплата Н/П по претензиям.
Бухгалтерские проводки при начислении пени по налогам
Пени по налогам: понятие и порядок расчета
Пеня — одно из средств обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ). Это сумма, которую налогоплательщик должен внести в бюджет при просрочке уплаты налога, сбора или авансового платежа по налогу (п. 1 ст. 75 НК РФ).
В общем случае пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за сроком уплаты, по день погашения недоимки, включительно. Рассчитывается она в процентах от неуплаченной суммы исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Расчет можно представить в виде формулы:
П = Н × Дн × 1/300 Среф,
Н — неуплаченная или несвоевременно уплаченная сумма налога;
Дн — календарные дни просрочки;
Среф — ставка рефинансирования ЦБ РФ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 27.12.2018 размер пеней ограничивается суммой недоимки, на которую их начисляют. Подробнее см. здесь.
Эта формула применяется для физлиц, а также для юрлиц при просрочке уплаты налога до 30 календарных дней. Если просрочка более длительная, то начиная с 31-го дня нужно брать не 1/300, а 1/150 ставки рефинансирования (по недоимкам, возникшим после 30.09.2017). То есть полная формула расчета пеней для организаций выглядит так:
ВАЖНО. С 09.03.2022 ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛА РАСЧЕТА ПЕНИ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. С 09.03.2022 ПО 31.12.2023 РАЗМЕР ПЕНИ НЕ ЗАВИСИТ ОТ КОЛИЧЕСТВА ДНЕЙ ПРОСРОЧКИ. И ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ И ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПЕНИ РАССЧИТЫВАЮТ, ИСХОДЯ ИЗ 1/300 СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПРОСРОЧКИ. Подробнее об этом мы писали в статье.
Подробнее о расчете пеней читайте в статьях:
А рассчитать пени для конкретной ситуации можно с помощью нашего сервиса «Калькулятор пеней».
Уплатить пени по просроченному платежу налогоплательщику стоит самостоятельно (либо одновременно с налогом, либо после его уплаты). Если этого не сделать, пени начислит инспекция. И не только начислит, но даже может взыскать их в принудительном порядке за счет денег или имущества налогоплательщика (п. 6 ст. 75 НК РФ).
Как учесть пени в бухгалтерском и налоговом учете
Правила бухгалтерского учета расходов организаций регламентированы ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Однако конкретных указаний по порядку бухучета налоговых пеней данное ПБУ нам не дает. А это значит, что организация может определить его самостоятельно, закрепив в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
Очевидно, что пени по налогам в бухучете следует относить в состав прочих расходов, поскольку непосредственно с производством продукции, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг они не связаны.
Что касается налогового учета, то здесь все однозначно: уменьшать прибыль пени по налогам не могут, т. к. это прямо запрещено п. 2 ст. 270 НК РФ.
Каковы проводки по начислению пени по налогам
Для налогоплательщика пени представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога. То есть варианта начисления пеней в бухучете возможно два:
- через счет 99 по аналогии с налоговыми санкциями — проводкой Дт 99 Кт 68;
- через счет 91 по аналогии с пенями договорными — проводкой Дт 91-2 Кт 68.
По каким налогам пени Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.
А проводка по уплате пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.
О том, как возникающие разницы отразятся в бухотчетности, читайте в статье «Как рассчитать бухгалтерскую прибыль (формула)?».
Итоги
Пени представляют собой вид санкций, налагаемых на налогоплательщика, задерживающего оплату налога в бюджет. Их начисление может быть отражено в бухучете одним из 2 способов: через счет 99 или 91. Выбор способа зависит от вида налога, уплата которого просрочена.
Бухгалтерские проводки по штрафам и пеням
Виды существующих штрафных санкций
Прежде чем рассматривать вопрос о том, как проводками отразить штраф или пени в бухгалтерском учете, разберемся, какими могут быть санкции такого рода. Делятся они на две группы:
- Начисляемые друг другу контрагентами в связи с нарушением договорных обязательств.
- Возникающие в случае неисполнения налогового законодательства.
Санкции первой группы предусматриваются в текстах заключаемых между контрагентами договоров как взаимные и могут в равной степени возникать у каждой из сторон. Например, для покупателя обычно устанавливают пени за задержку платежа, а для поставщика — за нарушение срока поставки. Более серьезные санкции (в виде штрафа) призваны обеспечить выполнение обязательств, серьезно влияющих на сам факт функционирования контрагента либо приводящих к существенным для него потерям (в т. ч. из-за невыполнения обязательств перед третьим лицом). Размер санкций, возникающих между контрагентами, указывается в договоре либо прямо (как, например, величина процентов за каждый день просрочки оплаты или поставки), либо путем описания алгоритма расчета.
Ситуации, в которых начисляются пени и штрафы за нарушения налогового законодательства, приведены в НК РФ, там же есть указания на их конкретные размеры, а в необходимых случаях — на алгоритмы расчета. Здесь плательщиками санкций обычно становятся налогоплательщики, хотя в ряде случаев (например, задержка возврата излишне уплаченного в бюджет налога или суммы подлежащего возмещению НДС) ответственность такого же рода установлена и для налоговых органов.
Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов.
Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами
Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.
Корреспондирующим счетом для счета 91 в проводке по отражению штрафа или пени в бухгалтерском учете станет счет учета расчетов 76, к которому Планом счетов бухучета предусмотрено открытие субсчета, именующегося «Расчеты по претензиям». Аналитика на этом субсчете организуется по контрагентам и каждой возникающей претензии.
То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:
- Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
- Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.
Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.
Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).
Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Минфин России выделяет случаи, в которых штрафные санкции облагаются НДС. Это ситуации, когда.
Подробнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов
Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:
- решения по результатам проведенной проверки;
- требования об уплате налогов (взносов).
Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога.
По каким налогам пени и штрафы Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.
Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.
Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.
Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:
- Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
- Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.
Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов.
Итоги
Отражаемые в учете санкции в виде пеней и штрафов возникают:
- в отношениях между контрагентами в связи с нарушением договорных взаимоотношений;
- при несоблюдении требований налогового законодательства.
И в том, и в другом случае конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей по санкциям. То есть проводки по штрафам и пеням отразят у него в учете либо расход, либо доход:
- по расчетам с контрагентом — Дт 91 Кт 76 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход);
- по налоговым платежам — Дт 99 (91) Кт 68 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход).
Аналитику учета следует организовать по контрагентам и претензиям (для счета 76), видам налогов и санкций (на счете 68), назначению санкций (на счете 91).