Из жары в озноб: зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – штука сама по себе простая и весьма надёжная. Но выход этого датчика из строя может здорово осложнить жизнь, потому что он влияет на многие параметры работы двигателя. Можно очень долго искать причину сложного пуска мотора или его желания глохнуть на горячую, а она может крыться в небольшой детальке, которая и стоит не очень дорого, и достаточно просто меняется собственными руками. Вот только как понять, что пришло время её заменить или хотя бы проверить?
Пуск, прогрев и перегрев
Что такое ДТОЖ с точки зрения физики? Это просто термистор – резистор (сопротивление), параметры которого зависят от температуры. Точнее, всего один параметр – само сопротивление. Чем выше температура охлаждающей жидкости, тем меньше сопротивление (у него обратная зависимость). Чтобы это сопротивление замерить, по одному из проводов в разъёме датчика подаются постоянные плюсовые 5 вольт. Дальше всё просто: по тому, насколько упало напряжение, измеряется сопротивление термистора в текущий момент времени, и данные уходят на обработку в ЭБУ. И тот уже сам пересчитывает, какая температура у охлаждающей жидкости. Для чего ему это надо? А надо ему это для решения нескольких задач.
Во-первых, для того, чтобы правильно готовить топливо-воздушную смесь. При холодном пуске она должна быть чуть богаче, затем её требуется обеднить. Во-вторых, нужно правильно открывать дроссельную заслонку, чтобы в холод правильно запустить двигатель, а по мере его прогрева снижать обороты коленвала. В-третьих, когда машина уже прогрета, нужно контролировать температуру антифриза и при необходимости включать вентилятор системы охлаждения. Всё это обеспечивает датчик температуры даже в простых машинах.
В более сложных машинах (и моторах) датчик может выполнять и другие функции. Его информация помогает управлять термостатом с электронным управлением, а если датчика стоит два (на патрубке на выходе из блока и на патрубке на выходе из радиатора), то они контролируют работу системы охлаждения. Они могут менять скорость работы вентиляторов, могут сигнализировать о том, что что-то идёт не так, и система охлаждения не справляется с работой.
В общем, функций у ДТОЖ много. И если он вдруг перестаёт работать, мотор будет вести себя неадекватно. В первую очередь может сильно осложниться холодный пуск. Дроссельная заслонка может не открыться на нужный угол, отчего обороты после пуска мотора будут недостаточными. А по мере прогрева может случится обратная ситуация: несмотря на рост температуры, обороты снижаться не будут, вдобавок может не включаться вентилятор системы охлаждения и могут появиться ошибки приготовления смеси. Проявления могут быть различными, причём значок Check Engine может предательски молчать. А если он и загорится, то сам по себе ни о чём не скажет – потребуется диагностика сканером.
Ну, с ним всё просто: достаточно проверить наличие ошибок из диапазона P0115 – P0118, а ещё лучше – проверить значения, которые выдаёт датчик по мере прогрева антифриза. Одним словом, жизнь со сканером проста и прекрасна, и лучший и простейший способ проверка ДТОЖ – это проверка через диагностический разъём приличным сканером. А что делать, если его под рукой нет?
Не виноватый я!
К сожалению, понадобится хотя бы мультиметр. Но иногда можно обойтись и без него просто в силу простоты конструкции датчика.
Действительно, что там может сломаться? Почти ничего. Если, конечно, не заливать в систему охлаждения воду из-под крана – тогда может сгнить сам резистор (потому что датчик стоит в антифризе, температуру которого он и измеряет). В остальных случаях подводит его проводка. Поэтому проверку датчика нужно начинать с проверки проводки. Сначала снимаем фишку разъёма и смотрим, всё ли там в порядке. Если видим отвратительные зелёные окислы (или серые или даже белые), то сначала надо всё очистить, а уже потом заниматься диагностикой.
Есть смысл немного подёргать все провода, подходящие к датчику. Вполне вероятно, что один из них подгнил внутри изоляции и своей функции не выполняет. Это намного более вероятно, чем поломка самого датчика.
Если контакты чистые, а провода от разъёма не отгнили, придётся брать в руки мультиметр. Для начала проверим, подаётся ли на датчик постоянное напряжение. Если оно есть и оно действительно постоянное (как я говорил выше, обычно это пять вольт), то можно проверять сам датчик. Есть два способа его проверки: для ленивых и для занудных. Сначала попробуем сделать это способом для ленивых.
Тут не надо снимать датчик. Надо лишь измерить его сопротивление. Но сделать это желательно как минимум трижды: на полностью прогретом моторе, минут через 20 после его остановки и после того, как мотор полностью остыл. И теперь смотрим на три наших замера. Так как сопротивление термистора в зависимости от температуры меняется очень сильно (от 150-200 Ом на горячем моторе до 7-8 КОм при нуле), то разница в замерах должна быть очень существенной. Если этого не произошло, то с датчиком что-то явно не так. Можно смело покупать новый и не мучиться с дальнейшими замерами. Это был путь ленивых.
Путь занудных, само собой, сложнее. Не знаю, часто ли им идут в жизни, но он существует. Первый шаг на этом пути – это извлечение самого датчика. Для этого нужно слить довольно много антифриза и не обжечься им. Датчик вкручивается по резьбе, так что его требуется просто выкрутить.
Несём его домой и готовим какую-нибудь кастрюльку воды и термометр. Дальше вы, наверное, уже всё поняли: измеряем сопротивление погруженного в воду датчика с некоторым шагом (3, 5 или 10 градусов в зависимости от степени занудства). В результате действий получаем кривую сопротивления и смотрим, всё ли на ней в порядке. Само собой, чтобы это узнать, надо найти данные о датчике, который проверяете. Если значения сопротивлений при определённой температуре воды соответствуют указанным в справочнике, значит, всё хорошо.
Почему этот точный способ я назвал занудным? Потому что по большому счёту достаточно сделать два замера – при известной комнатной температуре и в кипятке (который всегда приблизительно 100 градусов) – и сравнить их с нормальными значениями. Термистор либо работает, либо нет. Теоретически врать он тоже может, но это совсем уж редкий случай.
Вместо заключения
Каких-то способов продлить жизнь датчику охлаждающей жидкости нет. Как я уже говорил, чаще страдает его проводка и разъём, которые живут в агрессивной среде. Им портят жизнь не только грязь с дорог, но и то, что они работают с очень горячим антифризом. От этого никуда не деться, так что тут можно запомнить только одно правило: прежде, чем бежать в магазин за новым ДТОЖ, нужно проверить его проводку. В принципе, это правило работает почти со всеми датчиками. Кроме более капризных – например, датчик парктроника можно убить одной мойкой высокого давления.
А вот что действительно вредит датчику, так это очень старый антифриз в состоянии бурой жижи, залитый в систему охлаждения. Когда эта бурда нагревается, она становится ещё более агрессивной, и даже такое простое устройство, как этот датчик, легко в ней умирает. Поэтому хотя бы изредка менять антифриз надо: когда в нём много воды, ржавчины и грязи, он и охлаждает хуже, и снижает ресурс других деталей (и я не про датчик, а, например, про радиаторы и помпу).
Ну а для проверки ДТОЖ проще всего использовать всё-таки сканер. Да, можно обойтись и без него, но с ним всё можно сделать быстрее. При работе мультиметром на горячем двигателе берегите руки и помните, что первое время после остановки мотора в системе ещё сохраняется повышенное давление, поэтому сливать антифриз перед снятием датчика (если это всё-таки необходимо) нужно осторожно.
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости — дешевая и простая в замене деталь, однако ее поломка может принести владельцу авто много неприятностей. От исправной работы ДТОЖ зависит работоспособность множества систем. Корректность показаний будет влиять на запуск двигателя, расход топлива и смесеобразование. Сначала разберем технические детали, а потом расскажем, как проверить прибор.
Устройство
Современный ДТОЖ состоит из разъема, металлического корпуса, термистора (чувствительного электронного компонента) и прокладки. Небольшое устройство определяет собственное омическое сопротивление и передает показания в ЭБУ — электронный блок управления. В зависимости от степени нагрева или охлаждения антифриза, показания прибора меняются.
Устройство датчика ТОЖ
В ДТОЖ использованы резистивные элементы. При их нагревании сопротивление падает. К примеру, если датчик помещен в среду, нагретую до +20°C, термистор будет иметь сопротивление 3,5 кОм. Если антифриз нагреется до + 90°C, на датчике будет сопротивление 0,24 кОм. В редких случаях у некоторых моделей датчик температуры антифриза имеет положительный коэффициент, т.е. при нагревании сопротивление в цепи возрастает.
Принцип работы
Когда двигатель не работает, температура антифриза практически не отличается от температуры окружающей среды. При этом сопротивление термистора имеет максимальное значение. Через датчик не подается ток в электрическую цепь блока управления. При запуске мотора происходит замыкание в замке зажигания. На датчик поступает напряжение.
График работы датчика
В период нарастания оборотов силового агрегата сопротивление термистора снижается. Если допустимый предел превышен, датчик работает в режиме проводимости. Сигнал о величине сопротивления поступает в логический блок, который, в свою очередь, подает команды двигателю. В результате снижается число оборотов, уменьшается объем впрыскиваемой смеси.
Мотор начинает работать на пониженной мощности. Охлаждающая жидкость остывает и сопротивление датчика возвращается в норму.
Материалом для изготовления термистора служит оксид никеля или кобальтовый сплав. Эти металлы выбраны неслучайно. В них полно свободных электронов, которые помогают увеличивать или снижать сопротивление во время температурных воздействий. Стандартное напряжение для датчика — 5 В.
Где находится
Прежде чем начать диагностику ДТОЖ, нужно определить, где он установлен. Искать нужно большую гайку, от которой идет 2 электрических провода. Порой они спрятаны в гофрированный короб. Место расположения датчика зависит от марки и модели машины, но чаще всего локации таковы:
- выпускной патрубок ГБЦ — головки блока цилиндров;
- верхний шланг охлаждающего радиатора;
- корпус термостата (регулятора температуры антифриза).
Место установки датчика
Место установки должно быть таким, чтобы обеспечивался контакт чувствительного элемента датчика с антифризом. Если охлаждающая жидкость вытекает из системы, контакт может нарушиться. В результат показания прибора будут некорректными.
Термистор помещен в защитный корпус, на котором есть резьба, позволяющая закрепить датчик. К электрической цепи он подключается через разъем. Его вкручивают в посадочное место гаечным ключом. В некоторых авто установлена пара датчиков. Один измеряет «градус» на выходе из двигателя, другой — из радиатора.
Симптомы неисправности
Судя по нашему опыту, ДТОЖ ломается не слишком часто. Но неисправность оказывает прямое влияние на работу силового агрегата. Вот типичные симптомы:
- Проблемный запуск мотора в холодное время года.
- Чрезмерный расход топлива, выше нормативного.
- Прогретый мотор глохнет. Обычное время — когда температура ОЖ достигает 100°C. Особенно на низких оборотах.
- Подтекает антифриз через корпус рядом с прибором.
- Указатель нагрева двигателя на панели приборов не реагирует.
- Тосол прогрелся до 100°C, но крыльчатка вентилятора не запускается.
- Лопасти вращаются «на холодную» или работают на максимальных оборотах.
Новый и сломанный датчики
Мотор может начать «троить», что ухудшит динамику авто. А порой кипит антифриз в расширительном бачке. Если датчик замкнуло или случился обрыв цепи, вентилятор крутит, как бешеный, и не останавливается.
Проверка без снятия
Проверить исправность датчика можно двумя способами: без демонтажа и в снятом состоянии. В первом случае нужно провести осмотр, воспользоваться мультиметром или специальным сканером для диагностики. Второй предполагает применение нагревательных и контрольных приборов. Но об этом расскажем позже.
Предварительный осмотр
В большинстве случаев снимать датчик температуры тосола не надо. Частая причина выхода из строя — сгнившая, перебитая проводка или течь «охлаждайки». Поэтому первым делом советуем осмотреть датчик. Если провода не повреждены, а на контактах нет коррозии, нужна более тонкая диагностика.
Корпус прибора следует осмотреть на наличие трещин или отверстий, через которые может протекать антифриз.
Датчик может выдавать неверную информацию. Чтобы это проверить, нужно сопоставить температуры с панели, и данные, которые показывает датчик. Если данные отличаются, есть смысл снять прибор и проверить его в домашних условиях.
С мультиметром
Перед тем, как выявлять неисправность ДТОЖ, стоит проверить проводку в машине. Поскольку устройство нуждается в постоянном питании 5 В, нужно отсоединить его от проводов, завести мотор и подключить к проводам мультиметр, чтобы узнать подающееся на датчик напряжение.
Проверка датчика мультиметром
Значение сопротивления зависит от температуры тосола. Приведем справочные данные. Они не претендуют на стопроцентную точность для каждого автомобиля, но дают возможность определить среднее значение и сделать выводы. Таблица:
Температура жидкости, °C | Сопротивление ДТОЖ, Ом |
0 | 9420 |
+5 | 7280 |
+10 | 5670 |
+15 | 4450 |
+20 | 3520 |
+25 | 2795 |
+30 | 2238 |
+35 | 1800 |
+40 | 1458 |
+45 | 1182 |
+50 | 972 |
+60 | 668 |
+70 | 458 |
+80 | 332 |
+90 | 240 |
+100 | 176 |
Следует прозвонить сам датчик на предмет обрыва цепи. Чтобы измерить сопротивление прибора, нужно перевести мультиметр в соответствующий режим. Затем измерить показания на выводах датчика. Температура на приборной панели совпадает со значением сопротивления? Значит все в порядке.
Диагностический прибор
Когда на «приборке» загорается лампа Check Engine, это явный сигнал о необходимости провести диагностику ДТОЖ. Наиболее эффективный и быстрый способ проверки — воспользоваться профессиональным ODB2 сканером. Однако можно применить и бюджетную модель Scan Tool Pro Black Edition.
Сканер ODB2
На дисплее сканера, подключенного к диагностическому разъему ODB2, появится значение температуры антифриза. Также диагностический прибор покажет, какие данные выдает ДТОЖ. Если они соответствуют реальным значениям, значит датчик работает нормально.
Проверка снятого ДТОЖ
Перед демонтажом датчика из системы охлаждения, нужно слить небольшой объем антифриза. Если этого не сделать, тосол зальет все подкапотное пространство.
С термометром
Если первоначальная диагностика ничего не выявила, нужно выкрутить датчик гаечным ключом. Прежде чем проводить дальнейшую проверку, стоит очистить корпус и щуп терморезистора от налета и грязи.
Проверка с термометром
Проверка ДТОЖ в домашних условиях с термометром:
- Поставить емкость с водой на электрическую плитку или газ.
- Взять мультиметр и включить измерение сопротивления.
- Термистор датчика погрузить в воду, а к контактам присоединить «крокодилы» мультиметра.
- В емкость с водой, в которую помещен ДТОЖ, поместить термометр.
- Постепенно повышать температуру воды и фиксировать показания мультиметра с шагом в 5 градусов.
Записанные параметры температуры и соответствующие им значения сопротивления нужно сравнить с таблицей параметров для автомобиля конкретной модели. Возможны небольшие отклонения от указанных значений.
Без термометра
Этот метод мало отличается от предыдущего, но в нем показания достаточно снять один раз. Чтобы провести диагностику датчика без термометра, нужно:
- Окунуть его в емкость с водой и довести ее до кипения.
- К выходным контактам датчика подсоединить щупы мультиметра и посмотреть показания.
- При исправной работе датчика тестер будет показывать сопротивление 176 Ом в кипящей воде.
Проверка тестером
В некоторых авто установлено два датчика температуры антифриза. Сразу оба прибора выйти из строя не могут, поэтому нужно попеременно проверить каждый из них.
Выводы
Датчик температуры охлаждающей жидкости — простой прибор, проверка работоспособности которого все же требует опыта и специальных знаний. С задачей быстрее справятся профессиональные электрики техцентра. Неисправность устройства можно диагностировать, даже не снимая с автомобиля.
Для «прозвонки» понадобятся простые измерители (мультиметр и термометр), но можно воспользоваться и специальным диагностическим оборудованием. Если датчик неисправен, его лучше заменить на новый и не тратить время на поиск проблемы. Это можно сделать в автосервисе.