Разъяснены нюансы закупок услуг по организации питания учащихся
![]() |
Depositphotos.com |
В частности, специалисты Минфина России и Минпросвещения России в своем письме (Письмо Минфина России и Минпросвещения России от 25 мая 2021 г. NN 24-05-06/40032, АН-942/09) отмечают, что закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, в том числе закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, могут быть осуществлены путем проведения:
— конкурса с ограниченным участием в электронной форме с установлением дополнительных требований, предусмотренных п. 6 Приложения N 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (если НМЦК превышает 500 тыс. руб.) либо открытого конкурса в электронной форме (за исключением закупки пищевых продуктов, соответствующих кодам ОКПД 2 01, 03, 10, 11, 36) (при НМЦК менее 500 тыс. руб.);
— запроса котировок в электронной форме;
— у единственного контрагента с соблюдением ограничений, предусмотренных ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
При этом подчеркивается, что заказчик вправе осуществить закупку указанных товаров и услуг путем заключения контракта на весь срок доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Также разъясняется, что заказчики при описании объекта закупки и составлении проекта контракта вправе установить порядок исполнения контракта, предусматривающий, что при переводе отдельных обучающихся на дистанционное обучение ввиду санитарно-эпидемиологической ситуации таким обучающимся взамен горячего питания предоставляются продуктовые наборы, а также требования к таким наборам. Вместе с тем это условие устанавливается с учетом особенностей использования средств соответствующей целевой субсидии.
Минфин и Минпросвещения разъяснили правила госзакупок в сфере питания
Органы власти выпустили ответы на распространенные вопросы о госзакупках в сфере питания школьников.
Новые разъяснения о закупках
На сайте Минфина опубликовали разъяснения по вопросу организации питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях. В документе разъяснены 4 вопроса.
- О способе определения поставщика в госзакупках услуг общественного питания или поставки пищевых продуктов, которые закупаются для образовательных организаций.
- О долгосрочных контрактах, в т.ч. на оказание услуг по организации питания или поставку пищевых продуктов.
- О закупке продуктовых наборов в рамках реализации госпрограммы «Развитие образования».
- О включении в госконтракт на оказание услуг по организации питания положений об обязанности исполнителя обеспечить обучающихся, которые переведены на дистанционное обучение из-за санитарно-эпидемиологической ситуации, продуктовыми наборами взамен горячего питания.
Разберем каждый вопрос подробнее.
О способе определения поставщика в госзакупках
Ведомства разъяснили, что госзакупки услуг общественного питания или поставки пищевых продуктов, в т.ч. закупаемых для организаций, которые занимаются образовательной деятельностью, проводятся в таких формах:
а) при НМЦК менее 500 000 руб. путем проведения:
б) при НМЦК более 500 тыс. рублей путем проведения:
- Электронного аукциона.
- Конкурса с ограниченным участием в электронной форме с установлением доптребований в рамках п. 6 Приложения № 2 к постановлению Правительства № 99 от 04.02.2015. Подробнее: «Когда можно установить дополнительное требование к участникам: изменения 2021 года».
- Запроса котировок в электронной форме;
- У единственного поставщика с соблюдением ограничений, которые предусмотрены ст. 93 44-ФЗ.
Эти выводы сделаны на основании ч. 5 ст. 24 44-ФЗ, в котором указано, что заказчик выбирает способ определения поставщика в рамках положений главы 3 Закона о контрактной системе, с учетом положений 44-ФЗ (в т.ч. ч. 2 ст. 59) и распоряжения Правительства № 471-р от 21.03.2016 об аукционном перечне. Подробнее: «Работаем с аукционным перечнем по 44-ФЗ».
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, когда проводят разные формы определения поставщика. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
О долгосрочных контрактах для услуг по организации питания
Ведомства разъяснили, что заказчик вправе закупить товары, работы, услуги путем заключения госконтракта на весь срок доведенных лимитов бюджетных обязательств. Эти выводы сделаны на основании ст. 16 44-ФЗ, в которой указано, что закупки планируются посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. В планы-графики включается с учетом положений бюджетного законодательства информация о закупках, которые планируются и по истечении планового периода. В этом случае информация о закупках вносится в планы-графики закупок на весь срок планируемых закупок.
Дополнительно подчеркивается, что в п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса установлено, что госконтракты заключаются в соответствии с планом-графиком, оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. А пункт 3 этой статьи содержит перечень случаев, при которых лимиты бюджетных обязательств доводятся до заказчика на срок, превышающий плановый период.
Об особенностях закупок продуктовых наборов
Ведомство разъяснило, что в рамках закупок продуктовых наборов, которые предоставляются обучающимся, переведенным на дистанционное обучение из-за санитарно-эпидемиологической ситуации, взамен горячей еды, в расчет субсидии на горячее питание не входят периоды выходных и праздничных дней и каникулярные периоды. Это относится к закупкам, которые проводятся за счет целевых субсидий из федерального и регионального бюджета для софинансирования расходных обязательств регионов при реализации госпрограмм.
Еще органы власти объяснили, что в случаях полного или частичного перевода обучающихся 1–4 классов общеобразовательных организаций на карантин или дистанционный формат обучения, введения дополнительных каникулярных периодов для профилактики случаев заболевания обучающихся новой коронавирусной инфекцией и иными инфекционными и вирусными заболеваниями, не подразумевающих посещение обучающимися 1–4 классов образовательной организации, обеспечение организации бесплатной горячей едой за счет средств целевой субсидии не осуществляется из-за отсутствия детей в образовательной организации.
Другие подходы к организации таких мероприятий противоречат целеполаганию предоставления бесплатного горячего питания непосредственно в образовательной организации и не обеспечивают контроль за целевым характером использования субсидии, в частности не гарантируют направление денег из федбюджета именно на организацию горячего здорового питания обучающихся 1–4 классов, содержащего сбалансированный набор питательных веществ и микроэлементов по СанПиН 2.3/2.4.3590-20, МР 2.4.0179-20 и др.
А по вопросу установления в техническом задании и проекте контракта обязанности для поставщика обеспечить обучающихся, которые переведены на дистанционное обучение из-за санитарно-эпидемиологической ситуации, продуктовыми наборами взамен горячего питания ведомства разъяснили, что заказчики вправе это сделать: установить порядок исполнения контракта, предусматривающий, что при переводе отдельных обучающихся на дистанционное обучение ввиду санитарно-эпидемиологической ситуации таким обучающимся взамен горячего питания предоставляются продуктовые наборы. Дополнительно заказчики вправе прописать и требования к таким наборам.
Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.
Как закупить услуги общественного питания по 44-ФЗ
Как провести аукцион по организации питания в школе:
- Подготовить документацию, техзадание и проект контракта.
- Опубликовать извещение.
- Провести торги.
- Рассмотреть заявки и выбрать победителя.
- Заключить госконтракт.
Скачать образец конкурсной документации по 44 по оказанию услуг питания в образовательном учреждении |
Скачать образец документации по закупке питания для детских лагерей по 44-ФЗ |
Скачать образец документации по организации кофе-брейков при проведении мероприятия по 44-ФЗ |
Выбираем способ определения поставщика
Прежде чем выбрать, какой конкурентный способ определения исполнителя применяется при закупке услуг питания школ Москвы и других городов, заказчик проверяет аукционный перечень из распоряжения правительства РФ № 471-р от 21.03.2016. Услуги общественного питания по коду 56 присутствуют в аукционном перечне (исключение — сервис по обеспечению ритуально-обрядовых мероприятий). Это означает, что приоритетным способом заказа является электронный аукцион (ст. 59 44-ФЗ).
Кроме аукциона, заказчик вправе выбрать и другие способы определения поставщика. Минфин и Минпросвещения в совместном письме указывают, что для госзаказа таких услуг следует использовать (письма № 24-05-06/40032, АН-942/09 от 25.05.2021):
- электронный запрос котировок;
- электронный конкурс с ограниченным участием (с учетом дополнительных требований из п. 6 ПП РФ № 99 от 04.02.2015);
- открытый конкурс в электронной форме (кроме продуктов по кодам ОКПД2 01, 03, 10, 11, 36).
В положениях Федеральной контрактной системы разъясняется, возможно ли заключить договор с единственным поставщиком на организацию питания детей в школе по 93 статье 44-ФЗ, —да, в соответствии с ч. 1 ст. 93, разрешено проводить такие закупки у единственного поставщика, если цена заключаемого контракта не превышает 600 000 рублей (п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) либо когда питание предоставляют для:
- обеспечения визитов глав и делегаций иностранных государств (п. 20);
- обеспечения деятельности объектов госохраны, в т. ч. на выездных мероприятиях (п. 21);
- работника, направленного в служебную командировку либо принявшего участие в культурных мероприятиях по приглашению (п. 26).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести закупки лечебного питания. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Устанавливаем дополнительные требования
Постановление правительства № 99 от 04.02.2015 в п. 6 приложения 2 обязывает заказчика при закупке услуг питания для образовательных учреждений по 44-ФЗ ограничить число участников закупки, если НМЦК более 500 000 руб. Кроме того, ограничения действуют и при заказе питания для:
- медицинских организаций;
- учреждений социального обслуживания;
- организаций отдыха и оздоровления детей.
К участникам закупки здесь предъявляется дополнительное требование: иметь исполненный в течение трех лет, предшествующих дате подачи актуальной заявки, контракт, предметом которого были аналогичные услуги. Стоимость завершенной сделки должна составлять 20% и более от НМЦК текущей процедуры.
Для подтверждения такого опыта участнику закупки по организации питания в образовательных учреждениях по 44-ФЗ необходимо приложить к заявке копию исполненного госконтракта. Информация об этом документе должна содержаться в реестрах контрактов, заключенных по 44 или 223-ФЗ.
Также, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31, заказчики вправе в документации потребовать у поставщика подтвердить деловую репутацию. В таком случае участник включает в заявку, например, копии благодарственных писем и отзывов, которые ему выдали после успешного исполнения контракта, предметом которого были схожие услуги.
Кроме того, заказчик вправе потребовать, чтобы сведения об участнике отсутствовали в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ).
Считаем НМЦК
В 44-ФЗ указано, как рассчитать НМЦК по организации горячего питания по 44-ФЗ, — отдать предпочтение методу сопоставимых рыночных цен (ч. 6 ст. 22 № 44-ФЗ). В этом случае решение о начальной сумме контракта определяется на основании данных, полученных из различных источников: ценовые запросы у поставщиков, общедоступная информация о рыночной стоимости продукции. Заказчик вправе использовать обоснованные им коэффициенты и индексы, которые рассчитывают, исходя из свойств предмета сделки и условий его поставки (ч. 4 ст. 22 № 44-ФЗ).
Помимо прочего, в распоряжении заказчика имеются дополнительные федеральные и местные нормативные акты, на основании которых осуществляют расчет (например, приказ Минэкономразвития РФ № 567 от 02.10.2013). Если объем рассматриваемых услуг определить невозможно, в извещении и в документации покупатель указывает цену за единицу услуги.
Составляем ТЗ
В законодательных нормативах закреплено, как может осуществляться закупка по организации питания: через электронный аукцион, запрос котировок, конкурс или заключение контракта с единственным поставщиком. Независимо от выбранного способа, заказчик обязан составить техническое задание и описать объект закупки.
В техническом задании приводят подробное описание самого процесса оказания услуг. В законе № 44 не установлено формы для технической части, но при его составлении следует учитывать правила описания объекта закупки (ст. 33).
К примеру, в техническое задание на госзакупки на организацию питания в высших учебных заведениях включают примерное меню. После определения победителя тендера этот документ разрешено использовать как приложение к контракту. В техзадании прописывают место и время исполнения контракта, указывают основные качественные характеристики, требования к исполнителю, к его работникам, к результату оказания услуг.
В 2022 году действуют особые правила (письмо Минфина и Минпросвещения № 24-05-06/40032, АН-942/09 от 25.05.2021). При описании объекта закупки (услуг питания), составлении техзадания и проекта контракта заказчики вправе установить порядок исполнения контракта с возможностью перевода отдельных учащихся на дистанционное обучение из-за сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации. При переводе на дистанционное обучение ученикам взамен горячего питания предоставляют продуктовые наборы. Заказчики устанавливают требования к таким наборам с учетом особенностей использования средств выделенной целевой субсидии.
Определяем исполнителя
Если в рамках организации общественного питания требуете поставить продукты питания из перечня по постановлению правительству № 832 от 22.08.2016, то придется установить ограничения и оценивать заявки в особом порядке. Чтобы правильно применить ограничения, убедитесь, что получили как минимум 2 заявки, в которых есть предложения поставить продукты из стран — членов ЕАЭС, и в этих заявках собираются продукты разных производителей. Если 2 такие заявки есть, то отклоняйте все заявки с предложением о поставке иностранных продуктов (п. 2 постановления № 832).
Если для оказания услуг требуется поставить товар, который попал в перечень по приказу Минфина № 126н от 04.06.2018, то придется установить условия допуска иностранных продуктов, а для отечественных исполнителей прописать преференции.
В остальном инструкция отбора исполнителя для оказания услуг общественного питания ничем не отличается от привычных правил.
Заключаем контракт
Особенностей при заключении контракт для госзакупок общественного питания нет. Подписывайте контракт с победителем или в особых случаях со вторым участником по общим правилам, которые прописаны в ст. 83.2 44-ФЗ.