Источники питания реки схема 6 класс
Река – постоянный водный поток, текущий в разработанном им русле и питающийся главным образом атмосферными осадками.
Части рек: исток – место, где река берет свое начало. Истоком может быть родник, озеро, болото, ледник в горах; устье – место впадения реки в море, озеро или другую реку. Понижение в рельефе, тянущееся от истока до устья рек – речная долина . Углубление, в котором течет река постоянно, – русло . Пойма – плоское, затопляемое во время половодья дно речной долины. Над поймой обычно поднимаются склоны долины, часто ступенчатой формы. Эти ступени называются террасами . Они возникают в результате размывающей деятельности рек (эрозии), вызванной понижением базиса эрозии.
Речная система – река со всеми ее притоками. Название системы дается по названию главной реки.
Речная эрозия – углубление водотоком своего русла и расширение его в стороны. Базис эрозии – уровень, до которого река углубляет свою долину. Его высота определяется уровнем того водоема, куда впадает река. Конечным базисом эрозии всех рек является уровень Мирового океана. При понижении уровня водоема, в который впадает река, базис эрозии понижается и начинается усиленная эрозионная деятельность рек, вызывающая углубление русла.
Бассейн реки – территория, с которой река со всеми притоками собирает воду.
Водораздел – линия раздела бассейнов двух рек или океанов. Обычно водоразделами служат какие-либо возвышенные пространства.
Питание рек
Поступление воды в реку называется их питанием. В зависимости от источника поступающих вод различают реки с дождевым, снеговым, ледниковым, подземным, а при их сочетании – со смешанным питанием.
Роль того или иного источника питания зависит главным образом от климатических условий. Дождевое питание свойственно рекам экваториальных и большинства муссонных областей. В странах с холодным климатом главное значение приобретают талые снеговые воды ( снеговое питание). В умеренных широтах питание рек, как правило, смешанное . Река с ледниковым питанием берет начало в ледниках высокогорий. Соотношение между источниками питания рек может изменяться в течение года. Так, например, реки бассейна Оби могут зимой питаться подземными водами, весной – талыми снеговыми, летом – подземными и дождевыми.
От того, какое питание преобладает, в значительной мере зависит режим реки. Режим рек – закономерные изменения состояния рек во времени, обусловленные физико-географическими свойствами бассейна и в первую очередь климатическими условиями. Режим рек проявляется в виде суточных, сезонных и многолетних колебаний уровня и расхода воды, ледовых явлений, температуры воды, количества переносимых потоком наносов и т. п. Элементами режима рек являются, например, межень – уровень воды в реке в сезон наиболее низкого ее стояния и половодье – продолжительный подъем воды в реке, вызываемый основным источником питания, повторяющийся из года в год. Паводок — кратковременный нерегулярный подъем воды в реке. В зависимости от наличия гидротехнических сооружений на реках (например, ГЭС), влияющих на режим рек, различают зарегулированный и естественный режим рек.
Все реки земного шара распределены между бассейнами четырех океанов.
Значение рек: 1) источники пресной воды для промышленности, сельского хозяйства водоснабжения; 2) источники получения электроэнергии; 3) транспортные пути (в том числе сооружение судоходных каналов); 4) места ловли и разведения рыбы; отдыха и т. п.
На многих реках построены водохранилища – крупные искусственные водоемы. Положительные последствия их строительства: создают запасы воды, позволяют регулировать уровень воды в реке и предотвращают наводнения, улучшают транспортные условия и позволяют создавать зоны отдыха. Отрицательные последствия строительства водохранилищ на реках: затопление значительных территорий с плодородными пойменными землями, вокруг водохранилища происходит подъем грунтовых вод, что приводит к заболачиванию земель, нарушаются условия обитания рыбы, нарушается естественный процесс образования поймы и т. п.
Урок по географии на тему «Режим и питание рек» (6 класс)
Тема урока: Режим и питание рек.
1. Познакомить с понятиями водный режим реки, питание реки; закрепить знания об элементах речной системы, характере течения реки и зависимости от рельефа.
2. Развивать умение определять географическое положение объекта (реки).
3. Осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Образовательная (формирование познавательных УУД) В процессе самостоятельной работы с разными источниками информации выяснить особенности рек; найти и объяснить основные понятия урока.
Развивающая (формирование регулятивных УУД): развивать умения выделять главное, контролировать процесс и результат своей деятельности на разных этапах работы, осуществлять коррекцию знаний и умений.
Воспитательная ( коммуникативные и личностные) организовать сотрудничество при работе в группах, выстроить взаимодействие учащихся друг с другом, учить выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами на каждом этапе урока.
Основные термины, понятия
Река, русло, исток, устье, приток, зависимость рек от рельефа, климата, бассейн реки, речная система
— овладение определенной географической информацией, навыками ее применения в различных ситуациях;
— осознание ценности географических знаний.
— видеть конечный результат своей деятельности, строить ее для успешного достижения поставленной цели.
— проговаривать последовательность действий при выполнении;
— работать по предложенному плану, осуществлять самоконтроль, коррекцию;
— осознавать степень усвоения учебного материала на разных этапах урока;
— сформировать представление об основных реках мира, о направлениях течения реки, скорости равнинных и горных рек, называть и правильно показывать на карте основные части реки, бассейн, водоразделы.
— уметь вести самостоятельный поиск информации, анализировать, выделять главное.
— слушать и понимать речь других;
— формировать и аргументировать свое мнение;
— уметь выражать свои мысли.
I . Организационный момент.
Сегодня урок наш – о важном на свете.
Продолжим реки мы изучать,
Прошу вас хорошо отвечать.
Проверка домашнего задания
1) Географический диктант.
Сейчас мы проведём диктант.
Список слов с цифрами вам уже дан,
я буду вам определения читать,
А вы – цифры ответов писать.
На доске слова (не по порядку):
1 – бассейн реки
4 – речная система
Углубление, по которому постоянно река продолжает течение.
Граница не на век, разделяющая бассейны двух рек.
Место это очень мало, где река берёт начало.
Место – финал, где река впадает в море или в океан.
Площадь – та, с которой собирает воду река.
Это нагромождение камней, пересекающих реку, образует на ней…
Реку и её притоки смело назови…
Понижение, но не русло, от истока реки до устья.
Место это очень круто, там река лежит в уступах.
Посмотрите на ответ:
А у вас такой, или нет?
Если с моим не совпадает,
Значит ваш ответ не тот.
2) Опрос по схеме.
Теперь посмотрите на схему реки.
Здесь цифрами части её даны,
Какой цифрой обозначен исток? (2)
Какой правый приток (3,4),
Какой цифрой устье намечено? (1),
скажите скорее, какой – верхнее течение (7),
нижнее (6) и среднее? (5)
3) Опрос по картинам.
На картину посмотрите
И скорее вы решите,
Где здесь горная река,
Может быть и я пойму.
4) Работа с атласами.
Работа с атласом вам предстоит,
По координатам объект определить.
Нужно его вам назвать
У карты настенной показать.
На доске координаты:
а) 5 гр. с.ш., 62 гр. з.д. (водопад Анхель)
б) 43 гр. с.ш., 80 гр. з.д. (водопад Ниагарский)
5) Проверка номенклатуры.
Внимательно на карту посмотрите,
И крупные реки нам покажите.
Вы отлично поработали.
Вот оценки вам за хлопоты.
II. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя.
Было бы желательно,
Чтобы вы запомнили всё.
Гераклит сказал: Дважды не войти в
И это правда, вода в реке постоянно течёт.
За год вода меняется 30 раз.
А питает речку подземный запас.
А ещё питает дождь, воды снега и льда.
И характер питания зависит от климата.
Дождём питаются Амазонка и Конго,
Амударья – водами ледниковыми,
А сразу всем питаются Терек и Волга и
От питания реки зависит водный её режим.
Слово это вам знакомо.
Что по – вашему, это такое?
Наступает в природе зима, а на реках ледостав.
Покрывается река льдом, но и под ним
Вода течёт своим путём.
Реки замерзают в разное время.
Об этом расскажет картосхема.
Весной в реки стекает вода
От растаявшего снега и льда.
Они переполняются и заливают водой
Часть речной долины называемой поймой.
А воды в реке подъём
Всяк половодъем назовёт.
Летом становится тепло,
И очень сильно реки мелеют.
И межень наступает в это время.
Но тает снег далеко в горах,
И летом разливается Амударья.
Осенью часто идут дожди.
Подъём воды в реке, т.е. паводок жди.
2. Анализ графика в учебнике.
3. Основные источники питания рек родного края.
4. Беседа об использовании рек и их охране.
У воды нет ни вкуса н, ни цвета,
И запаха тоже нет.
Но без неё на свете
Не может жить человек!
Куда используют воду рек?
Вы должны мне дать ответ.
Как с водою поступать,
Очень важно, дети, знать.
На карточках с одной стороны вопросы под номерами, с другой – слоги. Ответив на вопрос, слог с карточки переписываем на доску.
Давайте правильно ответим на вопросы и письмо загадку мы прочтём в серьёз:
1. Какое питание имеют реки нашей республики? (смешанное)
2. Что такое половодье? (Ежегодно повторяющийся подъём воды )
3. Что такое паводок? (Внезапный подъем воды в реке во время дождей)
4. Что такое пойма реки? (Затопленная часть долины)
5. Как называется самый низкий уровень воды в реке? (Межень)
6. Как называется изменение уровня воды в реке в течении года? (Режим реки)
Дети читают на доске: «Бе-ре-ги-те ре-ки»
III . Практическая работа.
По таблице в учебнике определите географическое положение рек Волги, Нила, Амазонки, а потом прослушав о них выступления, будет вам легко нанести их на контурную карту.
Ваши знания нужно закрепить,
Соответствие между признаками
И реками восстановить.
Ну-ка, к доске побыстрее идите,
Признак прочтите и линию
К нужной реке проведите.
На доске схема 2.
Смешанное питание Терек
Дождевое питание Волга
Не замерзает Амур
А теперь ребятки отгадайте загадки.
1. У тебя краса-река, женское обличие,
Даже имя у тебя женское, девичье. (Лена)
2.Бьёшся ты сквозь топи, сквозь тайгу,
Летом – вся блестя, зимой белея,
Верная подруга Иртышу,
Ты течёшь на север смело. (Обь)
3. Не приметен ни чем, не широк
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеёк,
К морю Каспию убегая. (Волга)
Вот и к концу пришёл урок,
Нам подводить пора итог.
Спасибо за работу детки,
А я поставлю вам отметки.
Учитель предлагает учащимся определить степень достижения поставленной цели.
Предлагает дополнить предложения
1. Я знаю, что такое…
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании
- Курс добавлен 13.07.2022
- Сейчас обучается 25 человек из 14 регионов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 837 человек из 75 регионов
Курс повышения квалификации
Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения
«Цифровые трансформации и инновационные компетенции: как успевать бежать в два раза быстрее?»
Акция до 31 октября
- Опытные онлайн-репетиторы
- Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
- По всем школьным предметам 1-11 класс
Международный дистанционный конкурс
«Безопасность в сети Интернет»
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
оргвзнос 29 РУБ.
Дистанционные курсы для педагогов
1 100+ лекций для учителей,
воспитателей и психологов
Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 936 539 материалов в базе
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Добавить в избранное
- 06.11.2016 3428
- DOCX 51.2 кбайт
- 60 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Почаев Николай Николаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
- На сайте: 6 лет и 8 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 16666
- Всего материалов: 7
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 490 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
- Опытные онлайн-репетиторы
- Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
- По всем школьным предметам 1-11 класс
«Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации»
«Логотерапия. Истоки и основные принципы теории. Ноогенные и психогенные неврозы по Франклу»
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.