Инструкция по применению системы охранных приспособлений на мостах



Распоряжение ОАО РЖД от 27.12.2012 N 2709р

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. N 2709р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ «ИНСТРУКЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОХРАННЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ НА МОСТАХ»

В целях обеспечения безопасного прохода подвижного состава и предотвращения выхода его за габарит приближения строений в случае схода с рельсов на подходах к мосту:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2013 г. прилагаемую «Инструкцию по применению охранных приспособлений на мостах» (далее — Инструкция).
2. Начальникам территориальных дирекций инфраструктуры, начальникам территориальных дирекций по ремонту пути, руководителям причастных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»:
а) обеспечить в установленном порядке до 31 января 2013 г. изучение прилагаемой Инструкции причастными работниками и ее использование в работе;
б) при разработке проектов реконструкции искусственных сооружений, реконструкции (модернизации) железнодорожного пути обеспечить применение конструкций охранных приспособлений на подходах к мостам с ездой понизу с длинами пролетных строений 110 м и более на линиях 1 и 2 категории и особогрузонапряженных.

Вице-президент ОАО «РЖД»
А.В.Целько

Утверждена
распоряжением ОАО «РЖД»
от 27 декабря 2012 г. N 2709р

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ СИСТЕМЫ ОХРАННЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ НА МОСТАХ

1. Нормативные ссылки

В настоящем отчете использованы ссылки на следующие стандарты:
СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции
СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы. Актуализированная редакция
СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы. Правила производства работ
СНиП 12-03-2001* Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования
СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство
ГОСТ 12.1.004-91* Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.012-90 Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.019-79* Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ 12.1.030-81* Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление
ГОСТ 12.2.003-91 Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.061-81 Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам
ГОСТ 12.3.002-75* Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.009-76* Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.020-80* Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности
ГОСТ Р 12.3.047-98 Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля
ГОСТ Р 8.589-2001 Охрана природы. Метрологическое обеспечение контроля загрязненности атмосферы, поверхностных вод и почвы. Основные положения
ГОСТ 103-76 Полоса стальная горячекатаная. Сортамент
ГОСТ 380-94 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки.
ГОСТ 427-75* Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 4543-71* Сталь легированная конструкционная. Технические условия
ГОСТ 5781-82* Сталь горячекатанная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия
ГОСТ 7338-90* Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия
ГОСТ 7348-81* Проволока из углеродистой стали для армирования предварительно напряженных железобетонных конструкций
ГОСТ 7796-70 Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности В. Конструкция и размеры.
ГОСТ 8267-93* Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 10629-88 Шпалы железобетонные предварительно напряженные для железнодорожной колеи 1520 мм. Технические условия
ГОСТ 16016-79* Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути. Конструкции и размеры. Технические требования
ГОСТ 16017-79* Болты закладные для рельсовых скреплений железнодорожного пути. Конструкция и размеры. Технические требования
ГОСТ 16018-79* Гайки для клеммных и закладных болтов рельсовых скреплений железнодорожного пути. Конструкции и размеры. Технические требования
ГОСТ 16277-93 Подкладки раздельного скрепления железнодорожных рельсов типов Р50, Р65, Р75. Технические условия
ГОСТ 19115-91 Шайбы пружинные путевые. Технические условия
ГОСТ 19904-90 Прокат листовой холоднокатаный. Сортамент
ГОСТ 21797-76 Шайбы пружинные двухвитковые для железнодорожного пути. Технические условия
ГОСТ 22343-90 Клемма раздельного рельсового скрепления железнодорожного пути. Технические условия
ГОСТ 22354-77* Гайки высокопрочные класса точности В. Конструкции и размеры
ГОСТ 22355-77* Шайбы класса точности С к высокопрочным болтам. Конструкции и размеры
ГОСТ 23858-79 Соединения сварные стыковые и тавровые арматуры железобетонных конструкций. Ультразвуковые методы контроля качества. Правила приемки
ОСТ 32.29-94 Шайбы закладные для железобетонных шпал. Технические условия

2 Общие положения

2.1 Охранные приспособления в виде устройства направляющего подвижной состав (далее УНПС) используются для обеспечения безопасного прохода поезда в случае схода с рельсов колесной пары (тележки) на подходах к мосту.
2.2 УНПС предназначено для того, чтобы воспринять удар колеса сошедшей колесной пары и направить ее по заданной траектории. При этом восприятие удара охранным элементом, расположенным с полевой стороны от рельса более безопасно, чем Челноковым уголком или башмаком, особенно в случае его разрушения.
2.3 Укладка УНПС производится при строительстве, капитальном ремонте мостов, при модернизации верхнего строения пути на эксплуатируемых мостах и на подходах. Устройство охранных приспособлений новой конструкции производится по проектной документации, утвержденной в установленном порядке.
2.4. Конструкция охранного устройства должно соответствовать требованиям ГОСТ 92368-83 «Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм».

3 Технические условия для применения УНПС

3.1 УНПС устанавливаются:
— перед всеми железнодорожными мостами длиной 100 и более м;
— перед мостами длиной более 50 м, расположенными в кривых радиусом менее 600 м, в том числе расположенными на уклонах более 8 о/оо и в районах с сейсмичностью более 8 баллов;
— на путях, расположенных под путепроводами и пешеходными мостами с опорами стоечного типа при расстоянии от оси пути до грани опоры менее 3 м.
3.2 Контруголки челнока должны быть сечением 160x160x16 мм. Контруголки протягиваются до задней грани устоев или закладных щитов, далее их концы на протяжении не менее 10 м сводятся челноком, заканчивающимся башмаком.
3.3 Угон пути на мостах не допускается. В случаях, когда при типовом закреплении пути на подходах к мосту угон все же передается на мост, закрепление пути от угона производится также и на мосту постановкой пружинных противоугонов около неподвижных опорных частей в количестве, определяемом расчетом.
3.4 По климатическим условиям установка УНПС осуществляется во всех регионах расположения моста.
3.5 Укладка УНПС производятся в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, СНиП, ГОСТ и других нормативных документов, правил техники безопасности и обеспечения безопасности движения поездов.

4. Устройство и содержание УНПС

4.1. Конструкция
4.1.1 Охранное устройство устанавливается за концом челнока на протяжении 8,1 м с захватом зоны челнока на длине 3,6 м. Полная длина охранного устройства 11,7 м. Общий вид участка с УНПС показан на рисунках 1 — 3.

См. Рисунок 1. Общий вид участка пути с охранным устройством

См. Рисунок 2. Зона сопряжения кромки листа и рельсошпальной решетки

См. Рисунок 3. Поперечное сечение участка пути с охранным устройством

4.1.2 Охранное устройство состоит из профиля, показанного на рисунках 1 и 2 с поперечными ребрами жесткости, установленными через 250 мм. Профиль закрепляется на стальном листе шириной 640 мм и толщиной 16 мм сваркой (в заводских условиях). Для удобства перевозки и монтажа профиль разделяется на монтажные блоки длиной 8,1 и 3,6 м. В качестве материала в соответствии с СНиП 2.05.03-84* (актуализированная редакция) в зависимости от условий применения может применяться сталь:
— для обычного исполнения спокойная сталь СтЗ, 09Г2С;
— для северного А 15ХСНД-3 или 10ХСНД-3;
— для северного Б 10ХСНД-3 без монтажных сварных соединений.
4.1.3 Блоки монтируются на железобетонных брусьях длиной 3,9 м с двух сторон наружной стороны пути при помощи путевых шурупов через отверстия в лафетном листе. Размеры отверстий и схема размещения приведены на рисунке 4. Монтажный размер — расстояние в свету от кромки листа лафета до подошвы рельса составляет 425 мм +/-10 мм.

См. Рисунок 4. Охранный элемент УНПС

4.1.4 Железобетонные брусья охранного устройства изготавливаются под рельсы Р65 и скрепления КБ.
4.1.5 Работы по монтажу охранного устройства выполняются в следующей последовательности:
— разметка участка укладки;
— укладка пути с железобетонными брусьями с подбивкой балласта;
— раскладка монтажных частей охранного устройства;
— прихватка охранного устройства к железобетонным брусьям;
— окончательное закрепление охранного устройства.

4.2 Содержание
4.2.1. Планово-предупредительная выправка пути выполняется по планам-графикам и разрабатывается по результатам натурных осмотров и проверок пути, а также проверок пути путеизмерительными вагонами.
4.2.2. В наиболее неблагоприятный для пути период года — весной — по мере освобождения пути от снега выполняются работы по отводу воды с пути и земляного полотна, закреплению клеммных и закладных болтов, довертыванию шурупов. Цель этих работ — предотвратить угон и расстройство пути в период оттаивания балласта и земляного полотна.
4.2.3. В летний период планируют работы по выправке пути в местах просадок, отклонений по уровню и в плане II степени, подбивок отрясенных шпал, прогрохотке щебеночного балласта в шпальных ящиках или замене балласта в местах наметившихся выплесков.
4.2.4. В осенний период в месячных планах предусматривают работы на предупреждение неисправностей пути в зимний период.
4.2.5. Качество работ, выполняемых в соответствии с планом-графиком, должно контролироваться дорожным и путевым мастером при очередных осмотрах пути.
4.2.6. Бригадир пути по истечению срока, на который составлен план- график, представляет дорожному мастеру исполненный график работ с указанием мест их выполнения и объемов.
4.2.7. Запрещается производить перегонку шпал (брусьев) ударами кувалды по шпалам, для этого должны применяться лом или специальная скоба.
4.2.8. Вновь уложенная шпала (брус) должна быть тщательно подбита. Через 2-5 дней в зависимости от густоты движения эта шпала должна быть подбита вторично.
4.2.9. При смене шпал (брусьев) следует как можно меньше нарушать старую балластную постель.
4.2.10. При осмотре шпал (брусьев) внимание обращается на верхние поверхности шпал, особенно в средней части и на боковые поверхности против мест прикрепления рельсов и охранных приспособлений. Шпалы (брусья) меняются при разрушении бетона в зоне прикрепления рельсов и охранных приспособлений, при их изломе и при продольных трещинах, которые не позволяют содержать колею в норме по ширине в соответствии с требованиями инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 (утвержденной заместителем Министра путей сообщения РФ В.Т. Семеновым 1 июля 2000 г.) и Техническими указаниями по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами (утверждены Зам. начальника Департамента пути и сооружений ОАО «РЖД» В.П. Конаковым 17 декабря 2004 г.).
4.2.11 После проведения плановых выправочно-подбивочных работ механизированным комплексом следует проверить положение удлиненных концов шпал в пределах УНПС на предмет их провисания и при необходимости провести ручную их подбивку.
4.2.12 После прохода колес вагона через УНПС следует оценить состояние пути и охранных элементов. Поврежденные охранные элементы, имеющие деформации из плоскости листов или надрывы должны быть заменены. Поврежденные шпалы заменяются, если повреждение находится в пределах колеи и рельсовых скреплений. Работы должны выполняться в соответствии с требованиями инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 (утвержденной заместителем Министра путей сообщения РФ В.Т. Семеновым 1 июля 2000 г.) и Техническими указаниями по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами (утверждены Зам. начальника Департамента пути и сооружений ОАО «РЖД» В.П. Конаковым 17 декабря 2004 г.).

См. Рисунок 5. Шпала Ш1-0 для укладки челнока и охранного устройства.

Источник

Охранные приспособления на мостах

Основное назначение охранных приспособлений — обеспечить безопасный проход поезда в случае схода с рельсов колесной пары или тележки на мосту или на подходах к нему. С этой целью внутри рельсовой колеи укладывается у каждого путевого рельса сплошная линия зашиты из контруголков (контррельсов). Такие охранные приспособления применяют на мостовом полотне с ездой на балласте (сл. 4.82), а также со сплошным безбалластным полотном из железобетонных плит (сл. 4.84). Контруголки (контррельсы) ограничивают боковые смещения подвижного состава, сошедшего с рельсов на мосту или на подходах к нему, предотвращая падение и опрокидывание экипажей, сошедших с рельсов. Очертание габарита С обеспечивает безопасный пропуск поезда при наибольшем отклонении сошедшего вагона в сторону до 400—450 мм.

На мостах с безбалластным полотном из поперечин (деревянных, железобетонных или металлических) сход колес с рельсов опасен также последствиями, связанными с возможностью раздвижки поперечин и провала колес между ними. Поэтому на таких мостах в качестве второй линии защиты применяются охранные (противоугонные) уголки или брусья (сл. 4.83), укладываемые снаружи путевых рельсов и предотвращающие продольные смещения мостовых поперечин сошедшим колесом в сторону движения.

Охранные приспособления внутри рельсовой колеи (контруголки или контррельсы длиной не менее чем по 6 м), а также снаружи колеи (противоугонные или охранные уголки, брусья) укладывают на всей протяженности мостов. При этом контруголки (контррельсы) протягивают внутри каждой колеи до задней грани устоев и далее их концы на протяжении не менее 10 м сводят «челноком» (сл. 4.85), заканчивающимся металлическим башмаком специальной конструкции.

Наиболее важные элементы контррельсов (контруголков) — это вводящие устройства — «челноки». Они в первую очередь воспринимают удар сошедшей колесной пары и принудительно отклоняют ее в желоб между рельсами и контррельсами (контруголками).

«Челноки» укладываются на деревянных или железобетонных шпалах мостового типа. Конструктивные особенности мостовых шпал вызваны необходимостью прикрепления к ним контруголков в пределах моста и уголков «челнока» за устоями моста (см. сл. 4.85). Для этой цели верхняя постель шпалы устраивается горизонтальной, что дает возможность уложить контруголки и «челнок» в одной плоскости. Прикрепление контруголков и уголков «челнока» к шпалам осуществляется с помощью путевых шурупов, которые завинчиваются в пропитанные буковые дюбели или закладные шайбы, заделанные в шпалы при их изготовлении.

Источник

Adblock
detector