Датчик температуры охлаждающей жидкости ДТОЖ автомобиля ЗМЗ-406
Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно — ДТОЖ) применяется на двигателях с инжектором, то есть распределенным впрыском топлива в цилиндры.
Назначение датчика температуры
Эта деталь необходима для того чтобы передавать в электронный блок управления информацию о тепловом состоянии двигателя. В зависимости от степени прогрева, ЭБУ корректирует количество бензина, подаваемого в цилиндры. Для переохлажденного движка используется режим прогрева (когда впрыскивается больше топлива). На моторах с классической карбюраторной системой питания такую роль выполняет ручная заслонка воздуха («подсос»). Инжектор же позволяет управлять качеством смеси непосредственно. Чтобы электроника смогла верно рассчитать впрыск, ей требуется измерение температуры двигателя.
Использование на двигателях 406
На семействе автомобилей, выпускаемых Заволжским моторным заводом, на двигателях ЗМЗ-406 используются электронные блоки типа МИКАС версий 5.4 или 7.1, а также Ителма VS5.6. Для их корректной работы требуются ДТОЖ производства калужского «Автоприбора» с артикулом 19.3828. Такие двигатели имеют заводской индекс 4062.10 и устанавливались на легковые автомобили ГАЗ-3110, 31105 и 3102, а также на некоторые модели ГАЗелей и Соболей.
Неопытные владельцы нередко путают ДТОЖ ЗМЗ-406 с другим датчиком, также измеряющим температуру тосола в системе: датчиком включения вентилятора на радиаторе. Кроме внешнего вида и места установки, эти две детали имеют совершенно разный принцип работы.
Датчик включения вентилятора смонтирован на патрубке рядом с радиатором охлаждения или непосредственно на его верхнем бачке. Он работает в дискретном режиме, замыкая цепь при разогреве тосола до установленной температуры и выдает сигнал на включение электромотора.
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя ЗМЗ-406 находится непосредственно на движке на отливе термостата. Он устроен по принципу терморезистора и имеет линейную характеристику зависимости выходного напряжения от температуры ОЖ. Измеритель имеет двухконтактную колодку, распиновка которой показана на схеме:
Варианты замены
Кроме предусмотренного заводской комплектацией калужского датчика 19.3828, можно установить на 406-й двигатель «Волги» ГАЗ-3110 детали других производителей. Автолюбители различают их не по цифрам маркировки, а по цвету пластмассы на клеммном разъеме, поскольку разные заводы используют отличающиеся цвета. Так штатный калужский 19.3828 имеет хвостовик черного цвета. Кроме него встречаются фирменные изделия Bosch, а также:
РИКОР 40.5226 с розовым хвостовиком, выпускает Арзамасский завод;
FENOX 19.3828000 белорусского производства (г. Минск);
LUZAR LS 0306 406-3851010 (Луганский завод авторадиаторов).
Отзывы владельцев на форумах показывают, что качество поставляемых в запчасти деталей крайне нестабильно. Два одинаковых датчика от одного производителя могут при замере демонстрировать совершенно разные характеристики.
Диагностика неисправности
Проверку работоспособности датчика можно провести в два этапа.
По внешним проявлениям без демонтажа
Если при низкой температуре двигатель не заводится — одной из причин может оказаться поломка ДТОЖ. Блок управления не получает информации о том, что мотор переохлажден и не корректирует объем впрыска. Индикатор «Чек» на панели приборов при этом не загорается, так как в самой системе неполадок нет.
Детонация прогретого двигателя — также возможный симптом неисправного датчика температуры. Он же вызовет увеличение оборотов холостого хода.
При наличии измерительного прибора следует проверить коды ошибки ЭСУД: признаками неисправности ДТОЖ будут показания 21 и 22.
Проверка приборами
Проверка выполняется на снятом с мотора датчике с использованием миллиамперметра и вольтметра. Собирается изображенная на рисунке схема:
Датчик опускают в емкость с кипящей водой, затем при заданных величинах температуры (контролируется термометром) делается замер напряжения. Его значения приблизительно должны соответствовать стандартным (температура в градусах Цельсия напряжение в вольтах):
Выбраковывается деталь, если напряжение на ней ниже 2.31 В (соответствует температуре −60°C) или больше 3.98 В (показания для +125°).
Датчик температуры охлаждающей жидкости газель 406 инжектор как проверить
Поблагодарил следующий пользователь:
Только на Евро-3 моторах датчки ОЖ немного другие. Про датчики температуры, использующиеся в системах Микас 5.4 и 7.1 (и аналоги), цитирую рукводоство по обслуживанию и ремомнту систем Микас 5.4:
Датчики температуры охлаждающей жидкости и впускного трубопровода Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОХЛ) (модель 19.3828, КЗАМЭ) предназначен для определения температурного состояния двигателя и корректировки характеристик топливоподачи, зажигания. Он представляет собой полупроводниковый прибор с линейной характеристикой зависимости выходного напряжения от температуры чувствительной части, помещенной в измеряемую среду.
Датчик температуры устанавливается в потоке охлаждающей жидкости в бобышке корпуса термостата. На датчик подается стабилизированное напряжение питания 5 В. Падение напряжения на выводах датчика при питании его постоянным током 1,5 мА численно равно (в милливольтах) температуре охлаждающей жидкости в °К, умноженной на десять. Датчик температуры воздуха на впуске (ДТВ) аналогичен датчику температуры охлаждающей жидкости, но установлен в бобышке впускной трубы и предназначен для коррекции регулировок систем питания и зажигания в зависимости от температурных условий на впуске.
Датчики подключаются в систему управления с помощью двухконтактных соединителей.
Принцип работы. Опорное напряжение 5 В подается на датчик температуры с блока управления. Падение напряжение на датчике дает возможность рассчитывать по тарировочной таблице температуру охлаждающей жидкости. Неисправность в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости (коды 21, 22) затрудняет пуск двигателя. Неисправность в цепи датчика температуры впускного трубопровода (коды 17, 18) искажает кор-рекции основных параметров управления двигателем. Ремонт цепи определяется соответствующими диагностическими схемами. Фрагмент характеристики датчика температуры Характеристика датчика температуры 19.3828 Температура,°С Напряжение, мВ 0 2730 10 2830 20 2930 30 3030 40 3130 50 3230 60 3330 70 3430 80 3530 90 3630 100 3730
Как проверить и заменить датчик температуры охлаждающей жидкости ЗМЗ 406
Датчик температуры охлаждающей жидкости является ключевым элементом в системе охлаждения силового агрегата, от работоспособности которого зависит эффективность работы двигателя и его ресурс эксплуатации.
Двигателя 402, 405, 406 и 409 имеют схожие конструкционные особенности, в частности расположение датчика охлаждения ОЖ в магистральной системе охлаждения, что в разы упрощает процедуру обслуживания данного элемента.
Для любого измерительного прибора главным условием, необходимым для исправной работоспособности, является прямой контакт с измерительной средой. Именно поэтому датчик температуры охлаждающей жидкости, несмотря на конструкционную схожесть оборудования, находиться на двигателях 402, 405, 406 и 409 в разных местах.
В частности, расположение индикатора температуры антифриза расположен:
На моторах серии 402 – деталь можно найти в блоке цилиндров силового агрегата, в корпусе термостата;
Внутри двигателей модели 405 – индикатор расположен внутри магистрального патрубка систему охлаждения, прямо на подходе к выпуску термостата;
На агрегатах модели 406 – элемент можно найти в блоке цилиндров силового агрегата, в корпусе термостата;
На двигателях серии 409 – датчик параллельно располагается на выходе антифриза из радиатора и рядом с выпуском термостата.
Обратите внимание! В зависимости от года производства силового агрегата датчики температуры охлаждающей жидкости могут быть биметаллическими или полупроводниковыми.
Однако главным критерием для работоспособности данного элемента является контакт с охлаждающей жидкостью – первичные признаки неисправности появляются именно из-за неправильной установки датчика после ремонта.
Где расположен ДТОЖ?
Основным условием корректной работы прибора измерения подобного типа является его непосредственный контакт со средой измерения. Проще говоря — чтобы датчик правильно измерял температуру охлаждающей жидкости, чувствительный его элемент должен быть в эту жидкость погружен.
Как правило, термодатчик располагается в блоке цилиндров в корпусе термостата. Реже — в головке блока. Иногда в системе присутствуют два прибора в обоих местах, измеряющие разные показатели — температуру жидкости на выходе из двигателя и на выходе из радиатора.
Расположение, в зависимости от того, какая это марка и какой движок, может варьироваться, но главное условие всегда должно оставаться неизменным — контакт ДТОЖ с жидкостью.
Процессы, которые регулируются системой автомобиля, основываясь на данных, получаемых с детектора температуры ОЖ:
регулировка опережения угла зажигания;
корректировка состава горючей смеси, подаваемой в мотор;
контроль за системой вентиляции и многое другое.
ДТОЖ и ДТВ ЗМЗ 406 РАЗЛИЧИЕ! ВЫБОР! — ГАЗ 31, 2.3 л., 1998 года на DRIVE2
Начну свой рассказ!Так вот имеем 4 вида датчиков по номерамзмз 4061 42,38282 19,38283 40,5226змз 405
Так вот эти датчики очень похожи но все же они разные.Не буду вдаваться в подробности о характеристиках и калибровке этих датчиков!Расскажу из чего они состоят и там сами сделаете вывод какой брать!Так от датчики 42,3828 и 19,3828 идентичные как снаружи так и внутри имеют черную фишку.Залит каким то компаундом но не эпоксидкой.Так же что странно сама терморезистор находится не в верхней части, а в теле где резьба что как то странно!Притом это не один датчик такой, а все 3 которые распилил.
Теперь датчик 40,5226 который оказывается самый правильный из всехВот 2 новых и сама терморезистор в наконечнике датчика и в термопасте что очень хорошо!теперь вместе со старым который стоял очень давненькосамое прикольное что на терморезисторе даже есть надписи!вот такие К1019ЧТ1
Последний датчик это от 405 мотора 40,5015 скажу сразу ставить его на 406 не стоитРХХ сходит с ума и регулирует ступенчато видимо сами параметры другие терморезистора!БЕЗ КАЛИБРОВКИ В ПРОШИВКЕ НЕ СТАВИТЬ ЕГОСам терморезистор другой формы.
ВЫВОД ДЛЯ СЕБЯИСКАТЬ ДАТЧИК 40,5226 ДЛЯ ЗАМЕНЫ ЕСЛИ ЧТО!
А так вообще для чего эта запесь?ВСЕ ЭТО ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПЕРЕЙТИ НА ЯНВАРЬ 5.1.2-41 ДАД+ДТВ
Виды измерителей температуры охлаждающей жидкости
Магнитный. Представляет собой две катушки по бокам якоря. Одна из катушек присоединяется к термочувствительному кабелю, а вторая к контактам приборного щитка. Магнитное поле, которое изменяется при нагревании ОЖ, приводит к движению якоря.
Биметаллический. Представляет собой устройство, составленное из двух металлов с различным показателем температурного сопротивления. На разнице реакций и строится определение уровня нагрева и передача соответствующей информации.
Полупроводниковый. Один из самых распространенных типов датчиков. Принцип работы основывается на снижении показателя сопротивления при нагреве в случае с отрицательным коэффициентом прибора, либо повышении, если детектор имеет положительный коэффициент сопротивления.
Капиллярный. Последний тип, не самый распространенный на сегодняшний день тип устройства, считается устаревшим в силу того, что является не самым точным и прочным прибором, по сравнению с другими типами детекторов температуры ОЖ. Принцип работы заключается в закипании вещества, расположенного в корпусе измерителя, в результате чего повышается давление, которое приводит стрелку индикатора в движение.
Датчик температуры ОЖ 405
Теория
датчики температуры антифриза Основная засада для клиента и диагноста, кроется в следующем. На двигателях Е-0, Е-2 с завода идут датчики с «квадратным» разъемом, на Е-3, Е-4 с овальным. Но это еще не все. На Е-0 и Е-2 данные датчики также невзаимозаменяемые и различаются по типу ЭБУ. Но самое главное ДТОЖ змз 406, 405, 409 должны быть с русских заводов или брендовых производителей (Bosch). Относительно качественные изделия производят два калужских и «Автотрейд». Датчики гламурного розового цвета из Арзамаса «не то». Датчики всех цветов радуги из Поднебесной, «совсем не то». Что должно ставиться по заводской документации:
ЕВРО-0, ЭБУ МИКАС7.1 – ДТОЖ 19.3828, 42.3828 или 40.5226. Принцип работы – термодиод. Корпус датчика – черный.
ЕВРО-3, ЕВРО-4. Каталожный номер 40904.3828000. ДТОЖ 234.3828. Овальный разъем.
Признаки неисправности термодатчика ОЖ
На что следует обратить свое внимание при возможной поломке измерительного прибора в двигателе автомобиля:
код ошибки или текстовое сообщение, напрямую указывающие на характер и место неисправности;
мигание индикатора термодатчика;
затрудненный запуск двигателя, независимо от погодных условий;
сложности с остановкой горячего двигателя на холостых оборотах;
остановка мотора и сложности при его повторном запуске;
значительный перерасход топлива;
нехарактерный цвет выхлопных газов.
Стоит знать, что подобные признаки могут быть вызваны не только неисправность ДТОЖ. Так что, прежде чем приобретать новый датчик, стоит в первую очередь, проверить уровень и качество охлаждающей жидкости. Вполне возможно, что она просто уже отработала свое и требуется ее замена.
Также необходимо продиагностировать качество контактов на пути к датчику и исправность системы вентиляции.
После этого, если все вышеописанные моменты в порядке, необходимо провести диагностику детектора при помощи мультиметра и градусника.
Прибор необходимо демонтировать, подключить его к измерителю в режиме омметра, погрузить в ОЖ и начать ее нагревать. В ту же субстанцию опускается термометр и путем сравнения со специальной таблицей (соотношение градусов Цельсия и Ом) делаем выводы о работоспособности прибора.
Перед снятием ДТОЖ необходимо остудить двигатель, слить охлаждающую жидкость и отключить аккумуляторную батарею.
Чтобы проверить датчик температуры 405 двигатель также должен быть охлажден, а система обесточена.
Если у данного автомобиля вдруг стал неисправен ДТОЖ, бортовой компьютер начинает считать температуру запуска движка равной нулю и подает топливную смесь соответствующего уровня обогащения. Так как данный уровень не подходит для реальной температуры системы, запуск двигателя может оказаться проблематичным, либо не станет производиться совсем.